Американская поэзия на примере творчества Гинзберга
Гинзберг родился в российско-еврейской семье эмигрантов. Отец Аллена — Луис был школьным учителем, в свободное время любил сочинять стихотворения. Мать будущего поэта — Наоми, эмигрантка из Витебска, марксистка, нудистка, которая обезумела сразу после рождение Аллена, имела на него большое влияние. Она страдала от шизофрении и, считая, что все близкие преследуют ее, доверяла только сыну. Именно ей поэт посвятит со временем свою известную поэму «Кадиш» («Kaddish and Other Poems», 1961). С детства Гинзберг увлекался чтением, его любимыми авторами были Ф. Достоевский и В. Витмен. И несмотря на склонность к литературе, он вступил в Колумбийский университет на факультет юриспруденции. Со временем Гинзберг перевелся на литературное отделение и познакомился с такими будущими «светочами» контркультуры, как Дж. Керуак и В. Берроуз. Именно им Гинзберг благодарен за изменение мировоззренческих позиций и представлений об искусстве и поэзии.
Весной 1945 г. Гинзберга исключили из университета за неприличный стих, написанный на окне своей комнаты, и за то, что разрешал Керуаку ночевать у себя. В июле того же года Гинзберг вступил в Торговую морскую академию, но в связи с окончанием войны академию расформировали. В это время Гинзберг начал эксперименты с бензидрином и марихуаной и вместе с Керуаком и Берроузом создавать загадочную поэзию «Нового Видения».
В 1947 г. Гинзберг сблизился с Нилом Кессиди, и они втроем с Керуаком начали странствовать по дорогам «цивилизованной» Америки в поисках «земли обетованной». Эти приключения позднее описал Керуак в своем романе «В дороге». В 1949 г. Гинзберга арестовали за кражу автомобиля. После суда его поместили в Колумбийский Психиатрический Институт, где с ним проводили сеансы психоанализа. Именно здесь Гинзберг познакомился с Карлом Саломоном, которому со временем посвятит свой известнейший сборник стихов «Стон» («Howl», 1955). В нем речь идет о жизни молодежи, которая задыхается в трущобах капиталистической Америки. Первый тираж сборника «Стон», что стал манифестом «разбитого поколения», был арестован «за порнографию». Но поэт все же выиграл судебный процесс, и в 1957 г. книга вышла из печати. В 1955 г. Гинзберг стал одним из основателей коммуны «битников». Она состояла из молодых неизвестных поэтов, которые выступали в подвалах и на пустырях, и которых объединяла эпатажность и неуважение к ценностям американской жизни. Главной в этом мире они провозгласили любовь — телесную и духовную. Гинзберг, будучи символом новой идеологии, нового движения, получил всеамериканскую славу. Да и внешний вид поэта — длинные спутанные черные волосы, густая борода, старая потертая одежда — был своеобразной формой протестом мужчины, которого масс-медиа объявили » нелюдем».
Известнейшее произведение Гинзберга этого периода — стихотворение «Супермаркет в Калифорнии» («Supermarket in СА»). В нем поэт рассказывает о своих отношениях с обществом. Мир кажется ему «неоновым» супермаркетом, в котором между полочек с фруктами проходят автор со своим «духовным учителем» В. Витменом. В замкнутом пространстве супермаркета, ограниченном кассами и продуктами, — вся история литературы от Гомера до Ф. Гарсия Лорки. Поэт раздумывает над жизнью современной Америки, над ее прошлым и будущим.
Гинзберг в этом и следующих стихах применил принцип «перечисления» («каталога»), с помощью которого старался зафиксировать неуловимые предчувствия, ощущения и эмоции. Поэт считал, что открыл новый метод в поэзии: все, что спадает на мысль, нужно записать группами по несколько слов и произвольно размещать на странице блоками по два-три строки. Поэма «Подсолнечное Сутра» («Sunflower Sutra») — это своеобразный гимн человеку, который осмелился подняться над низостью индивидуальной цивилизации, духовно воскресший в лучах солнца, которое садится за горизонтом. Поэт завершает «проповедь для своей души, и для Джека, и для всех, кто хочет услышать» словами: «Мы не грязная наша кожа, мы не страшные, запыленные, отвратительные паровозы, мы все в душе прекрасные золотые подсолнухи, мы имеем семена, и наши обнаженные мохнатые золотые тела при закате солнца превращаются в невероятные тени подсолнухов…».
Гинзберг поднял американскую поэзию на качественно новый уровень — массовый, социально-общественный (можем сравнить это с эстрадной поэзией «шестидесятников» в СССР). Как-то, еще будучи совсем юным, Г. принес свои стихотворения известному художнику Карлосу Уильямсу, и тот сначала ужаснулся, но потом заинтересовался и посоветовал слушать ритм своего голоса, делать все интуитивно, использовать разговорный язык. Учтя эти замечания, Гинзберг «завершил» эпоху «нового критицизма», что развивалась в тени Т. С. Элиота, создав стихи «свободного дыхания», пронизанные искренностью и непосредственностью.
В 1956 г. ухудшилось здоровье матери Гинзберга, ее госпитализировали. Сын подписал разрешение на ее лоботомии. Ее прооперировали через неделю, а через два дня Наоми умерла в городской психиатрической больнице. В своем последнем письме к сыну она написала: «Ключ в окне. Ключ в солнечном пятне на окне. Я нашла ключ. Вступай в брак, Аллен, и не употребляй наркотики. Люби свою мать». Гинзберг подтвердил свои чувства поэмой «Кадиш для Наоми Гинзберг», написанной в 1959 г.
В начале 60-х годов Гинзберг в поисках вдохновения начал употреблять ЛСД. Большинство его произведений написано под влиянием продолжительных наркотических средств. Аллен стал основателем движения «Влада Цветов», участники которого проповедовали мир и любовь, принимал участие в Кислотных Тестах Кизи.
В 1965 г., когда в Америке бурлили психозы по поводу возможной атомной атаки со стороны СССР, Гинзберг поехал в Советский Союз. Там он познакомился с А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и многими другими «инакомыслящими» поэтами. Тогда же Америка развернула военные действия против Вьетнама, и Гинзберг вступил в движение массового сопротивления Белому дому и Пентагону. В том же 1965 г. в Праге читатели объявили Гинзберга «Майским королем». В 1967 г. он организовал первый фестиваль хиппи — «The Gathering of the Tribes for a Human Bein». Гинзберг был членом Wobblies (IWW) (революционной анархо-синдикалистской организации), принимал участие в анархо-пацифистской творческой группе «The Living Theatre». В это время вышли из печати его сборники «Планета новостей» («Planet News», 1968) и «Фантазии в самолете» («Airplane Dreams», 1969), в которых присутствовал отголосок «вьетнамских событий».
В 1970 г. Гинзберг познакомился с тибетским гуру Чогиамом Трунгпа, учился у него и принял буддизм. Со временем вместе с поэтессой Анной Вальдман он создал Школу Внетелесной Поэзии имени Джека Керуака в колорадском Институте Наропа гуру Трунгпа. Вплоть до смерти Гинзберг был содиректором этого института, и каждое лето преподавал в нем. Даже будучи академиком, он до последних дней эпатировал систему своими стихотворениями, гомосексуальными вкусами и экспериментами с ЛСД.
В 1977 г. книга Гинзберга «Падение Америки» («The fall of America», 1972) получила Национальную Книжную Премию. В начале 80-х Гинзберг присоединился к панк-рок-движению, принимал участие в создании альбома «Боевой Рок» группы «Clash» и даже появлялся с ними на сцене. Перед смертью Гинзберг продал свой архив Городскому университету Нью-Йорка почти за миллион. Говорят, что половину средств он записал в наследство своему верному любовнику-компаньону Питеру Орловскому, а другую половину — на поддержку коллег-поэтов. 5 апреля 1997 г. Гинзберг умер в Манхеттене от рака печени. Его секретарь Морган сообщил журналистам, что поэт не прекращал писать до последней минуты своей жизни.
Американская поэзия на примере творчества Гинзберга