Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».
Используем прием сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даем задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».
Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он просить у муравья корму.
Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Эзоп
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и Дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» — Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». «А, так ты…» — «Я без души Лето целое все пела». — «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» И. А. Крылов
Объясним учащимся значение слова «мурава» — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.
Примерные вопросы для анализа
— Почему эти басни можно сравнивать?
— Какая басня написана стихами, какая — прозой?
— Кто герои басен?
— Почему слова «Стрекоза», «Муравей» Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.
— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?
— В каких словах выражена мораль басен?
Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.
Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создает образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: Несерьезность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.
У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.
В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: Лето красное, злая тоска, чисто поле.
Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.
Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение . В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.
Чаще всего нравоучение выделяется в басне как самостоятельная ее часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение .
В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: Даром речи, чувствами и мыслями.
— Вспомним, как называется прием наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?
— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»
Подчеркнем, что олицетворение является одним из постоянных художественных приемов в сказках, баснях и других литературных произведениях.
Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — все это отвлеченные понятия. Художественный прием изображения отвлеченных понятий в конкретных образах называют аллегорией . Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др.
Существует еще одно название аллегории — Эзопов язык.
Критик В. Г. Белинский писал, что в баснях Крылова «нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.
Точные и краткие изречения из его басен вошли в сокровищницу русского языка.
— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?
Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.
Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух.
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов.
Ловчий в басне — это Кутузов.
— Сравните внешний вид волка и его речи.
— Почему псарня для волка «стала адом»? В чем смысл этого сравнения?
— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.
— Какими чертами обладает Ловчий?
Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве .
Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад . Иными словами, волк сам осознает правомерность наказания за причиненное зло и пытается избежать его хитростью.
Ловчий изображен смелым, мудрым человеком, наделенным жизненным опытом:
Ты сер, приятель, а я сед, И волчью вашу я давно натуру знаю…
Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен?
Какие слова стали афоризмами?
Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке .
— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И. А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чем состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.
Петух и алмаз
Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашел, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. )
Петух и Жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно». …………………………………………. Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. И. А. Крылов
Следует объяснить значение слов Невежа и Невежда .
Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе