• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический и символический . Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Это своеобразный «роман в романе».

При этом в библейском сюжете писатель выражает свои заветные философские идеи о противостоянии добра и зла. Один из центральных эпизодов романа — допрос Иешуа Понтием Пилатом. Сцена допроса изображается в главе «Понтий Пилат». Представление прокуратора начинается с детализации . Этот прием помогает автору максимально достоверно показать своего героя.

Великий прокуратор предстает перед нами не официальным лицом, а человеком с присущими ему недостатками и слабостями. Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли.

Речь прокуратора лаконична, значительна. В его руках сосредоточена огромная власть, и Пилат понимает это. Весенний день четырнадцатого числа стал судьбоносным в его жизни. В этот день он встретил Иешуа. Пилат должен был вынести ему свой приговор.

Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Каков Иешуа? Человек, одетый в «старенький голубой хитон», с «белой повязкой», израненный, обезображенный ссадинами.

Он поразительно естественен и добр. Символично, что первые слова, которые он произносит: «Добрый человек! Поверь мне…». Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора.

Прокуратор действует привычными методами, применяет насилие, заставляя Крысобоя бить Иешуа. Марк Крысобой — это исполинский воин, он символизирует опору официальной власти на силу, деспотизм, подавление человека. Автор тонко интонационно обыгрывает каждую фразу персонажей. Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Иешуа искренен, прост.

Формально перед нами допрос, но его участники постепенно переходят к естественному общению. Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Вначале он подавлен, угрюм. Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепек.

Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Свое состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека. Недаром подавленность Пилата достигает кульминации в момент, когда у него промелькнула мысль немедленно казнить Иешуа и принять яд. Диалог тонко сочетается с внутренней речью Пилата. Незаметно для себя он задает вопросы, не соответствующие протоколу.

Он стремится понять мотивы поведения бродяги, смущающего народ: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь ни малейшего представления? Что такое истина?» В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек. Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к собаке Банго.

Снова Булгаков вводит в повествование деталь . Иешуа признается ему в том, что всех людей он считает добрыми. Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях.

Иешуа развязали руки. Страшное видение, на мгновение охватившее прокуратора, противопоставлено неожиданно пролетевшей под сводами дворца ласточке. Это символ вечной надежды.

Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь. Этому помешал донос Иуды из Кириафа. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом. Он предстает перед читателем противоречивым и страдающим. Физические муки выдают его душевные страдания.

Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Он разучился верить в людей. А Иешуа кажется ему чудесным.

Но секрет его чудес — доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание. Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины. Иешуа видит ее в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. Истина всегда конкретна.

Она прозрачна для тех, кто стремится ее увидеть. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Они стали рабами. Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернется к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях.

Иешуа спокоен и гармоничен. Он живет в ладу с миром и с самим собой. Иешуа осознает ценность жизни. Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Происходит нечто невероятное.

Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иешуа отражает одну из центральных проблем романа — проблему вины и ответственности. Это тема Понтия Пилата.

Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. Но каким бы он ни был, за него придется нести ответственность. Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Если бы он совершил это в соответствии с понятием о долге и чести, за ним не было бы никакой вины.

Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. «Ненавистный город», — вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а потер, как бы обмывая их… Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение «умыть руки». Этим символическим жестом Пилат демонстрирует свою равнодушную непричастность происходящему. Этот жест — не что иное, как знак перестраховки.

Этот жест — признак сильнейшего душевного движения. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнен, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти — спасти философа.

Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Именно за страх он подлежит суду высших сил. Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: «Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?» Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания.

Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остается подчеркнуто нейтральной. Образы Пилата и Иешуа символичны. По сути, они противоположны друг другу, но в конце романа они идут вместе по бесконечной лунной дороге. Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа, гармонию и дисгармонию, страх и осознанность.

Вопросы, затронутые автором в разговоре Иешуа и Пилата, — это вечные вопросы, над которыми стоит задуматься каждому читателю.



Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

  1. Иешуа и Понтий Пилат. в романе «Мастер и Маргарита» Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний — в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до...
  2. Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П. А. Флоренский «Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман...
  3. Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои...
  4. Допрос во дворце Ирода Великого по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — это, как известно, роман в романе. Булгаков рассказывает на только про Москву 30-х годов, но и...
  5. Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В...
  6. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  7. Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Главы, описывающие события в Москве, наполнены допущениями, ироничной двузначностью, туманными намеками, которые часто отвлекают внимание от «реальности» происходящего. В отличие...
  8. Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:...
  9. Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  10. Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. А. Ахматова «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова —...
  11. Тема выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и...
  12. Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество...
  13. Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман...
  14. Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные...
  15. Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение Булгакова Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем...
  16. Главный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над своей главной книгой, книгой жизни — «Мастером и Маргаритой»....
  17. Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и...
  18. Проблема выбора и личной ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Роман » Мастер и Маргарита » по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных...
  19. Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
  20. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
« Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Образ и характеристика главного героя романа «Рудин» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения