Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти свое место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни — в любви и всепрощении.
Родион Раскольников
Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берет истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:
Даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду; По факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит; Но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершенное Раскольников.
Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он все-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признается в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу.
От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.
Сонечка Мармеладова
Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:
Вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своем самопожертвовании: ведь она идет зарабатывать своим телом ради семьи; Вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может; Раскольников поначалу ненавидит ее, так как чувствует, что его влечет к ней неудержимо: влечет так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своем злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.
Сонечка идет рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Ее вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет еще один центральный образ романа — Свидригайлов.
Аркадий Свидригайлов
Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему все дозволено:
Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин; Подозревается в убийстве; Шантажист.
И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.
Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.
Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.
Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»