Анализ поэтического цикла «Крымские сонеты»
Мицкевич внес в польскую поэзию качественно новые варианты ритмического строения и тем самым коренным образом изменил воображаемую «закономерность» силлабического стиха. Строфа у Мицкевича неустановившаяся, количество строк в ней часто изменяется, одинаковое количество слогов в строках с постоянным местом цезуры — редкое явление. Мицкевич широко вводит в свои произведения интонационные богатства народной песни, в зависимости от содержания он изменяет ритмический порядок. От древнейших времен и до двадцатых годов XX столетия ни у одного из польских поэтов не было такого большого количества ритмико-интонационных приемов, как у Мицкевича. Ни один польский поэт до сих пор не умел так оригинально и последовательно пользоваться ими, как это делал Мицкевич.
В «Крымских сонетах» преобладает боевой тон с тенденцией к реалистическому изображению человеческих отношений, реалистические описания природы.
Исторические предпосылки возникновения «Крымских сонетов».
Мицкевич пробыл на Украине больше девяти месяцев. Приехав в Петербург в конце 1824 г. и сблизившись с декабристами, он стремится получить должность в тех краях, откуда было бы легко поддерживать связи с русскими и польскими революционерами.
Таким местом не случайно избирается юг Украины — Одесса. Именно в то время, когда Мицкевич находился в Петербурге, на юге проходили третьи переговоры между декабристами и членами Польского патриотического общества. Переговоры начались уже в 1823 году, а в 1824 и в 1825 гг. во время зимних контрактов продолжались в Киеве. Декабристы гарантировали независимость Польши, представители Польского патриотичного общества обещали поддержку декабристам во время их выступления.
За Мицкевичем постоянно следили даже люди, с которыми он сошелся очень близко, в частности Каролина Собанская, жена одного из богатейших польских помещиков Украины, которая была тайным агентом польской охранки, а также граф Витт, Просматривая тайную переписку, нельзя не обратить внимания на одну ее особенность. Письма из Петербурга и Варшавы преисполнены тревоги и беспокойства, а ответа из Одессы имеют характер официальных успокоительных отписок.
Уже после отъезда Малевского и Ежовского в Москву Мицкевич по приглашению Собанских и Г. Ржевуского (известный польский романист, родной брат Каролины Собанской и Элеоноры Ганской, жены О. Бальзака) осуществляет двухмесячное путешествие по Крыму. В компании туристов, кроме Собанских и Ржевуского, были граф Витт и Бошняк — агент полиции в мантии природоведа — и прочие. Поэт посетил Севастополь, Ялту, Симферополь, Евпаторию. Он захватывается крымской природой и морем, но время от времени веселое настроение его омрачает раздумьями о далекой родине. Вследствие этого путешествия появились знаменитые «Крымские сонеты», куда вошло 18 поэзий (написанные в Москве, вышли в 1826 г.), которые принесли Мицкевичу мировую славу.
Находясь на Украине, поэт знакомиться с украинским языком, старательно изучает украинское народное творчество, к которому он потом не раз обращался в своей поэтической деятельности.
Путешествие в Крым было не единственным выездом из Одессы, о чем свидетельствует хотя бы сонет «Акерманские степи», который не может быть отнесен к «Крымским», так как возник вследствие посещения Аккермана. Яркий поэтический рисунок развлечений молодежи под липой над благоводной Росью не вяжется с тем, что в Головинских Мицкевич был только зимой:
Или на Украине я бы ту липу узнал, Что сотню панночек и сотню ребят бравых Прятала в холодке, при танцах и забавах, Как вечер обвивал голубоводную Рось? («Господин Тадеуш»).
Анализ поэтического цикла «Крымские сонеты»