Анализ повести Ф. Сологуба «Маленький человек»
Повесть Сологуба отражает в названии несколько контекстов. Литературное вспоминание, обозначается в заглавии, соотнесена с известной традицией русской классической литературы — представление социального типа «маленького человека». Но эта повесть является по своей жанровой специфике сатирической и фантастической, поэтому метафорический смысл теряется, так как слову «маленький» в этой повести возвращается его первоначальное значение — «небольшой по размеру». Повесть: помимо основной сюжетной линии, есть побочные; повесть фантастическая: встреча с мистическим героем, сцена превращения; элементы комического позволяют говорить о том, что это еще и сатирическая повесть. Ф. Сологуб следует традиции изображения «маленького человека», представляя жизнь третьего сословия.
Использование приемов фантастического изображения задано темой превращения. Не сатирическое, а ироническое осмысление проблемы социального неравенства и духовной бедности человека лежит проблема. Пародийное изображение «маленького человека». Сологуб в ироническом ключе представляет историю отношения русской классической литературы к определенному социальному типу.
Положение «несчастного» чиновника представлено в комической форме. Но если в повести Гоголя именно молодой человек только и мог пожалеть Акакия Акакиевича, то в произведении Сологуба, напротив, «на службе, в департаменте, сначала косились, смеялись. Особенно молодежь… Потом стали ворчать.
Выговаривать». «Город — лабиринт» отражает тему «униженных и оскорбленных» Достоевского, но у Сологуба она лишена пафоса сострадания. Мрачный Петербург не противостоит миру героя, он играет роль лишь фантастической декорации, представляющей встречу Саранина с армянином. Чеховское «перенесение акцентов со среды на человека» в разработке образа «маленького человека» проявляется лишь в парадоксальных сюжетных ситуациях и мотивах, например, в изображении социально неравного брака и в «футлярной жизни», доведенного до абсурда. В этой повести концентрическая система образов — персонажей.
Главные герои произведения — Саранин Яков Алексеевич и его жена Аглая Никифоровна. Именно их взаимоотношения составляют основной конфликт повести. Другие персонажи составляют только второстепенные сюжетные линии. Композиция сюжета: экспозиция — представление героев; завязка — сцена, где герой выпивает предназначенное для жены чудо — средство; кульминация — предложение представителя фирмы «Срегаль и К0» выгодной сделки; развязка — исчезновение героя; Композиционные особенности: членение главы не обусловлено завершенностью повествования и не отражает динамику развития сюжета; важную функцию в организации повествования выполняют различные виды диалога: внутренний монолог графически выделяются привычками; традиционное диалогическое построение фабульных сцен.
Поэтические штампы ; сатирическая («Аглая уже получает по тысяче в месяц. У Аглаи завелись и еще отходы. И знакомства. И любовники.
И бриллианты. И экипажи. И дом. Аглая весела и довольна.
Она раздобрела еще больше. Носит башмаки на высоких каблуках. Выбирает шляпки гигантских размеров»); литературные воспоминания ; каламбуры .
Анализ повести Ф. Сологуба «Маленький человек»