Анализ произведения Недоросль Фонвизина
В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак. Данный документ и дал название комедии Фонвизина.
В произведении автор рассматривает дворянство, а в частности проблему становления личности молодых людей в среде развращенных помещиков. Писатель огромное значение придавал именно воспитанию, считая, что лишь придерживающиеся определенных установленных правил дворяне смогут обеспечить достойное будущее страны. И тут мы видим Митрофана — молодой дворянин, чье окружение составляют люди с мракобесными взглядами и дурным нравом.
Противопоставляются ему образованные и деятельные Стародум, Милон, Правдин и Софья. Эти герои олицетворяют все те качества, которые автор ценил в своих знакомых. Через их речи Фонвизин выразил все те идеи, витающие среди своего образованного окружения.
Простаковы и Скотинины же, напротив, являются воплощением всего стереотипного и самого скверного, присущего дворянам того времени. Матушка Митрофана своей слепой любовью и безмерным обожанием душит сына настолько, что даже сам Митрофанушка хладнокровно отмахнется от нее в конце комедии. Это «злонравия плоды» не только Простаковой, но и всей России в целом.
Интересна разница в речи героев, ставшей основной характеристикой для каждого персонажа: скудный и блеклый язык Митрофана; богатый словарный запас Правдина; изящная речь Софьи; речь Простаковой, пестрящая грубыми словечками, присущими крестьянам; обилие цитат из духовных книг в речи Кутейкина и жаргонизмы сержанта.
Автору неприятна эта среда малообразованных, грубых, невежественных людей, забывших о дворянском и человеческом достоинстве. Для дворянства того времени стало нормой абсолютное отсутствие культуры в старшем поколении и поверхностный, фальшивый лоск недоучившего нового поколения.
Анализ произведения Недоросль Фонвизина