Анализ рассказа «Судьба человека»
В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов пишет рассказ «Судьба человека» (1956).
«Судьба человека» — это и рассказ-полемика. Здесь нет ни пацифистской ноты, как у Г. Грина или Г. Белля, ни характерного для литературы «потерянного поколения» (Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк) ощущения отчаяния, ни тем более модной на Западе 50 — 60-х годов концепции отчуждения.
Общественно-эстетический резонанс творчества М. Шолохова далеко не исчерпывается его прозой. Богатырским размахом идей, силой эмоционального воздействия, глубиной постижения сложных социальных и литературных процессов современности отмечена публицистика писателя.
Первые выступления Шолохова-публициста и литературного критика приходятся в начале 30-х годов. В них затрагивались насущные вопросы экономической и культурной жизни страны тех лет, особо подчеркивалась необходимость повышения идейно-эстетического уровня художественных произведений, их языка и стиля.
В грозные дни Великой Отечественной войны перо Шолохова — очеркиста и публициста служит сражающемуся народу. Михаила Шолохова, армейского корреспондента «Правды», знали на Южном, Западном и Юго-Западном фронтах. Его статьи, корреспонденции, заметки запечатлели трудную и славную летопись воинского героизма, вдохновляли солдат на ратные подвиги. Очерково-публицистический рассказ «Наука ненависти» (1942) — художественное обобщение опыта народа, прошедшего через тяжелые испытания войны, обретшего твердую убежденность в том, что примирения с врагом быть не может; жгучую ненависть к всему, что несет человечеству гибель, порабощение; высокую гражданственность, патриотизм, уверенность в победе над врагом.
Если в 1941 — 1945 гг. ведущей темой публицистики Шолохова была тема «народ и война», то в послевоенный период таким же кровным делом писателя делается битва за мир. В эти годы окончательно формируется своеобразная манера Шолохова-публициста.
Анализ рассказа «Судьба человека»