Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России»
Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане «утверждения идеи всеславянского единения, с одной стороны, и национального величия, славы и могущества России — с другой». Внешним поводом к написанию стихотворения явилось выступление некоторых депутатов во французской палате с призывом вооруженного вмешательства в военные действия между русскими и польскими войсками («О чем шумите вы, народные витии?»).
Угроза позволила Пушкину напомнить, чем совсем недавно кончилась попытка Наполеона покорить Россию. Так идейно-художественно оправданно в стихотворение вошла тема Отечественной войны 1812 года. За шесть лет до юбилея Пушкин решительно и четко сформулировал свое понимание войны и победы. Политические обстоятельства, создавшие необходимость ответа «витиям», определили и название стихотворения — «Клеветникам России», и его содержание — ответ клеветникам и объяснение понятия «Россия». Для Пушкина Россия — это государство русское, это армия русского народа, отстаивающая свободу и независимость отечества. Отсюда значительность и глубокая содержательность местоимения «мы». Поэт говорит от имени русских, от имени народа. Депутаты, призывавшие к интервенции, ненавидят Россию и русских. Пушкин и спрашивает: «За что ж?» — и отвечает: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, под кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?
Стихотворение завершалось мощным финалом, в центре которого был грандиозный образ русского народа и отечества, данные в единстве:
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?
Именно в Отечественной войне, с ее ожесточенными сражениями и неистовой борьбой с сильным врагом, пробудились в народе дотоле дремавшие истинно богатырские силы. Это почувствовали некоторые поэты — участники войны, и в частности Батюшков, автор стихотворения «Переход через Рейн». Название определяет кульминационный момент войны: легионы Наполеона изгнаны из России и теперь русские — русская армия, воюющий народ — готовятся перейти Рейн и вторгнуться в пределы страны, начавшей несправедливую войну. «И час судьбы настал»,- торжественно заявляет поэт,- «Мы здесь, сыны снегов, Под знаменем Москвы с свободой и громами». Батюшков раскрывает народный характер войны, дух времени, воодушевлявший армию, ощущение могучей силы воюющего народа, собравшегося для возмездия врагу. Полнее и точнее всего это ощущение силы передается в громадном образе могучей народной России:
Мы здесь, сыны снегов. Под знаменем Москвы с свободой и с громами!.. Стеклись с морей, покрытых льдами, От струй полуденных, от Каспия валов, От волн Улей и Байкала, От Волги, Дона и Днепра, От града нашего Петра, С вершин Кавказа и Урала!..
Пушкин любил и высоко ценил это стихотворение. Он помнил его, когда писал «Клеветникам России». Следуя за Батюшковым, Пушкин не повторял его, но опирался на сделанное предшественником. Настойчивое исследование жизни народа обогащало его знанием национальной истории отечества, пониманием роли народа в исторических событиях Отечественной войны, когда с ошеломляющей силой и отчетливостью раскрылись патриотизм народа, его героизм, его нравственная сила, способность самопожертвования. Велика и беспримерна национальная активность народа, спасшего Россию от нашествия наполеоновских войск. Продолжавшееся познание народа привело Пушкина к художественному, историческому и социальному изучению великой крестьянской войны под руководством Пугачева. Через два года он напишет «Историю Пугачева». В книге раскрывалось свободолюбие народа, его социальная активность. Пушкин утверждал, что народ не только патриот, но и мятежник, борец за отнятую у него свободу.
Познание национальной активности народа вдвигалось в систему пушкинского миропонимания, пушкинской народности. В стихотворении «Клеветникам России» исторически конкретизируется и уточняется образ народа. Это прежде всего — воюющий народ, солдат. Оттого поэт пишет: «Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?». «Стальная щетина» — штыки, примкнутые к ружьям. Ружье со штыком — главное оружие пехоты, основной силы армии.
Конкретизация обогащается все новыми и новыми гранями. Пушкин спрашивает враждебных России депутатов: «Иль старый богатырь, спокойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык?» — образ «измаильский штык» подразумевает старого солдата, героя войны с Турцией. Измаил — турецкая крепость, в 1790 году штурмом взятая русскими войсками под руководством Суворова. Особенно отличилась часть, которой командовал Кутузов, через двадцать лет возглавивший русскую армию, отражавшую нашествие Наполеона.
Анализ стихотворения Пушкина «Клеветникам России»