Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»
В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»; что в нем есть действующие лица: поэт, шестикрылый серафим, бог; что поэтическая речь организована в нем, как речь действующих лиц. Но мы понимаем, что описание перерождения поэта — это аллегория, что за нею есть какой-то другой смысл, что «Пророк» — лирическое произведение, значит, предметом изображения в нем является переживание лирического героя. Что это за переживание и какими средствами языка выражено? Ответ на этот вопрос надо найти самим, потому что для нас важно не только определить это переживание и средства его выражения, но и самим что-то пережить, перечувствовать. А это возможно при непосредственном соприкосновении с текстом произведения.
Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом. Он создается и «многозначимой лирической речью», и ритмом. Скрытые смысловые ряды в стихотворении «Пророк» образуются и контекстом, и сравнениями, и эпитетами. Но отличительными признаками «лирической речи» в «Пророке» являются, во-первых, архаизмы и славянизмы, во-вторых, особая конструкция фразы (преобладают фразы-инверсии) и, в-третьих, синтаксический параллелизм с многократным повторением союза и в начале стихотворных строк, что придает речи торжественный колорит. И наконец, особой выразительностью, богатством значений отличаются глаголы. Каждый глагол — это или действие-поступок, или повеление действовать.
Торжественный интонационно-мелодический строй стихотворения поддерживается и его ритмом. На уровне композиционно-звуковом ритм стихотворения образуется прежде всего строгим соответствием начала и конца стихотворения: первые четыре строки организованы в самостоятельную композиционную часть перекрестной рифмой; последние четыре строки повторяют композиционный рисунок первой части. Между этими частями, как в кольце, расположена средняя часть стихотворения; она представляет собой чередование сходных по своему значению отрезков текста с разнообразными способами рифмовки (смежная рифма — смежная — смежная — опоясывающая — смежная — перекрестная — перекрестная — смежная). Внутри каждой отдельной строки чередуются ямбические стопы, перебиваемые пиррихиями (по одному — два в каждой стихотворной строке).
Какое переживание лирического героя выражено в стихотворении? Прежде всего, это чувство тревоги, вызванное неудовлетворенностью своей прежней поэтической деятельностью («духовной жаждою томим…»). И это чувство ответственности перед людьми, чувство, обусловленное пониманием пророческой роли поэта. Поэт — такой же смертный человек, как и все люди. Но он и отличается от них: ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Он знает, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Он знает, что содержанием поэзии может быть жизнь во всем многообразии ее проявлений, что поэзия имеет высокое общественное, общечеловеческое значение. Это дает право поэту «глаголом жечь сердца людей».
В процессе многократного перечитывания стихотворения у нас появляется свое, собственное переживание — прежде всего восхищение его поэтическим совершенством, которое гениально определил Н. В. Гоголь, говоря о творчестве Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт»1б. А наши сопереживания с поэтом будут тем сильнее, чем глубже мы проникнем в тайн) писательского мастерства.
Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»