Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!»
«Лиличка!» — стихотворение, призванное «вместо письма» явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь «последний крик» отчаянья.
В «Лиличке!» нет светлого пушкинского прощания-прощения , наоборот, любовь висит на героине «тяжкой гирей». Нет в стихотворении и грозных лермонтовских упреков . Лирического героя «Лилички!» интересует только то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.
И стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать это состояние. Уже первые строки, интерьер , вводят нас в напряженное, даже трагическое настроение. Затем в двух предложениях временной контекст: прошлое , настоящее и будущее .
Потом призыв «Дай простимся сейчас» и просьба «выреветь горечь обиженных жалоб», после чего со все усиливающейся остротой высказаны эти жалобы , и наконец кульминация — самоубийство, которое лирический герой не совершит, потому что над ним «не властно лезвие ни одного ножа», кроме взгляда героини. В свете гибели Маяковского это четверостишие звучит особенно страшно: будто бы предчувствуя этот свой последний шаг, поэт заклинал себя от него. За кульминацией следует только куда менее острая, последняя, уже не подразумевающая никаких действий просьба «последней нежностью» «выстелить» «уходящий шаг».
Однако наряду с этой обычной для лирики в целом главной темой в стихотворении «Лиличка!» есть и мотивы, характерные для Маяковского лично.
Так, очень интересны сравнения, использованные в жалобах: бык, которого «трудом уморят», и «уставший слон» — ни с кем менее крупным, мощным и грубым своего лирического героя Маяковский не сравнивает, как в «Облаке в штанах»: «жилистая громадина», «глыба», которой «многое хочется!». Эпитет к слову «душа» также обыкновенный для Маяковского — она у лирического героя почти всегда «цветущая», великая. Только у такого героя чисто личные вроде бы проблемы могут восприниматься как вселенская катастрофа.
С другой стороны, интересно противопоставление в третьей жалобе : лирический герой противопоставлен «поэту». Это новое в отношении к словам «поэт» и «поэзия» вообще свойственно Маяковскому.
И в «Лиличке!» оно проявляется еще раз: «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» Понятно, что этот вопрос не требует ответа, но если все же отвечать на него, то ответ будет: нет! Слова не могут остановить героиню, а следовательно, и происходящее расставание; по сравнению с «жадным дыханием» жизни они только «сухие листья» «последней нежности», которыми можно «выстелить» «уходящий шаг».
Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!»