Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия» (часть 1)
В 1932 г. Вс. Вишневский создает «Оптимистическую трагедию». Пьеса была поставлена сразу в нескольких театрах, однако драматург еще в течение двух лет продолжал работу, переделывая, уточняя как отдельные образы, так и трактовку сцен. Не давалось и само название пьесы: после «Гимна матросам» — «Да здравствует жизнь!», за ним — «Из хаоса» и, наконец, — «Оптимистическая трагедия».
Произведение это создавалось в период ожесточенных споров. Многие в ту пору отрицали возможность возрождения жанра трагедии на советской сцене, полагая, что «трагедия нужна только для классов, уходящих с социальной арены». Таланту Вишневского было близко искусство масштабное, эпическое, вбирающее в себя крупные конфликты, основные противоречия эпохи. В своих идейно-эстетических поисках Вишневский предельно искренен. Признав ошибочность некоторых своих высказываний об отношении к классическому наследию, и в частности к «старой» форме, Вишневский увлекся изучением проблем эстетики и особенно теории драматургии. Обращаясь к творчеству драматургов античности и более поздних эпох, ища ответа на «вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле бытия, борьбы и счастья, он приходит к обоснованию постановки трагедии на советской сцене, пьесы сильных страстей и характеров, значительных социальных и философских обобщений. В одном из выступлений Вишневский дает собственное понимание трагедии в условиях, абсолютно не схожих с прежними.
Тема революции, гражданской войны — центральная в творчестве Вс. Вишневского. Ее ведущее, организующее начало — тема партии. «Оптимистическая трагедия» построена на конфликте Комиссара, воплощающего волю партии, с анархистской средой, возглавленной Вожаком. Ситуация не исключительная для того времени. Исключительность скорее в другом: Комиссар — женщина. В статье «Автор о трагедии» Вишневский называет имена нескольких женщин, участвовавших в революции. Среди них комиссар Волжской флотилии Лариса Рейснер, дочь петербургского профессора, поэтесса, автор ряда очерково-публицистических книг. Это ее, молодую, красивую женщину-комиссара, испытывали на прочность матросы корабля, на котором был и будущий автор «Оптимистической». У женщины-комиссара из трагедии Вишневского другая судьба, но в ее облике, поведении подмечены многие черты тех женщин революции, с которыми драматургу довелось встречаться.
Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия» (часть 1)