Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия» (часть 2)
Первые минуты пребывания Комиссара на корабле — напряженная сцена проверки: одна против всех анархистов. Выстрел из комиссарского револьвера убеждает матросов, что сейчас не до шуток, что шутить с партией не позволено никому. Комиссар воплощает главную идею — идею справедливости и духовной силы партии, неколебимой стойкости в борьбе.
Драматургу удалось создать крупный и цельный характер. Героиня раскрывается в сценически зримом действии как удивительно смелый, мужественный и волевой человек, уверенный в правоте дела, за которое выступает, а потому сильный и несгибаемый. Вишневский этим образом отвечает на вопрос о взаимоотношениях личности и коллектива. Комиссар стоит не «над» людьми, а рядом с другими; она такой же человек, как и остальные, но только лучше видящий перспективу: в меняющейся жизненной ситуации именно Комиссар находит единственно верное решение. Таковы ее беседы с Алексеем и Командиром, таков момент отчаянного риска в сцене, когда, держа чистый лист бумаги, она читает приказ о применении к Вожаку высшей меры наказания.
Вожак — враг явный, ждущий подходящего случая, чтобы уничтожить Комиссара (как некогда он творил самосуд и расправу над беззащитными). Но есть и другой противник, не менее опасный, — Сиплый. Легко предав Вожака, он также цинично предает полк и Комиссара. Предает вследствие своей духовной растленности, подлости, ничтожества.
Психологически точно очерчен писателем и образ Командира. Комиссар должна понять этого человека с вполне сложившимся взглядом на жизнь: «Мы, наша семья, служили еще Петру… Есть ряд таких старых флотских семей». Она чувствует, что Командир внутренне честен, но надломлен, что в этой сложной ситуации он пока не может найти своего места. Однако достоинство Командира в том, что он не способен изменить своему народу: Ему нужно время, чтобы разобраться и понять, что же свершилось. Ум и чутье подсказывают Комиссару верный тон в отношении Командира.
Иной подход драматурга к раскрытию линии Комиссар — Алексей. «Об Алексее, — признавался Вишневский,- мне очень трудно говорить. Я взял очень сложный тип».
Первая встреча Комиссара с Алексеем, стоящим впереди группы матросов, отнюдь не в пользу последнего. Непросто вызвать его на откровенный разговор (ведь перед ним «баба»): «Ничего, не бойся, валяй. Люблю с женским полом о жизни говорить». Но Комиссар должна знать, что и кто прячется за этой бравадой: враг или человек, потерявший жизненный ориентир. Точно рассчитанный иронический тон и убийственный для моряка вопрос: «Ты это куда вчера из боя направлялся? Заманивал противника?» — поначалу сбивает его с шутовского тона; затем, чувствуя, что с ним говорят серьезно и требовательно, он невольно принимает предложенную форму беседы. Слетает наносное, и Алексей, все более распаляясь, уже кричит гневно и с болью о своей ненависти к миру собственничества, где над всем стоит «мое». Неназойливо и неторопливо помогает Комиссар Алексею разобраться в политике партии в деревне. Этот разговор становится переломным в жизни Алексея: героем, наконец, обретен компас, который в дальнейшем будет корректировать его поступки.
Не случаен и образ матроса-коммуниста Вайнонена. Он помогает высветить еще одну грань характера Комиссара. До конца преданный делу революции, Вайнонен, однако, далеко не всегда понимает всю сложность ситуации на корабле. Вот почему его тревожит и отношение Комиссара к Командиру, и необходимость уничтожить Вожака.
В пьесе незримо присутствует Ленин как символ чести и мужества для героев, которым было неимоверно трудно в классовых битвах тех лет.
Вс. Вишневский долго и тщательно работал над композицией пьесы. В отличие от предшествующих произведений ее построение обусловлено строгой логикой событий. Введено деление на три акта, в каждом из которых свой кульминационный момент (появление Комиссара на корабле, сцена вынесения приговора Вожаку, смерть главного героя). В «Оптимистической трагедии» количество батальных сцен сведено до минимума, это, прежде всего пьеса характеров незаурядных, сильных, необычных. Язык действующих лиц ярко индивидуализирован.
«Оптимистическая трагедия» имеет ряд признаков классической трагедии: в основе ее острый социальный конфликт, главный герой — выразитель идеи произведения — гибнет. Представлено здесь и хоровое начало, столь характерное для античной трагедии, но в измененном виде. Свои мысли и пафос драматург передает не только системой образов. Двое ведущих — Старшины — в публицистической форме комментируют совершающееся на сцене. Пьесе присущи героика, накал страстей, романтическая приподнятость, словом, все, что свойственно произведению высокого трагического плана. И вместе с тем это произведение — новаторское. Жизнеутверждение и трагизм сливаются в нем в единое целое, создавая ту жанровую модификацию, которую лучше всего передает само заглавие пьесы — «Оптимистическая трагедия».
Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия» (часть 2)