Анна Ахматова «Реквием»
Уважаемая редакция!
Посылаю вам урок по поэме А. Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе . Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план.
Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всем его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают ее идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.
На бумаге урок, конечно, теряет многое, но «вживую» он проходит интересно. Думаю, если вы его напечатаете, немало учителей, особенно из сельских школ, где нет одаренных детей, где основная масса не хочет ничего читать, а больше озабочена материальными проблемами, возьмут его за основу при подготовке к своему уроку по поэме.
Оборудование Грампластинка. В. А. Моцарт. «Реквием». Репродукция картины В. Сурикова » Утро стрелецкой казни».
Плакат с цитатой: «И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих» . Карточки № 1 и № 2.
Карточка № 1.
Впишите эпитеты:
скрежет шаги столица двух лет
Отметьте сравнения: Там встречались… Словно… Словно…
Карточка № 2
Лица Веки Щеки Волосы Выражение лица
Ход урока
В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.
Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово «реквием».
Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма — надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.
Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А. Ахматова в основу своей поэмы?
Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».
Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?
Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова «каторжные норы»?
А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?
Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?
Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.
Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой?
Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?
Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
Вывод. Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
К кому обращены слова четвертой части? Что же происходит с героиней?
Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н. А. Заболоцкого.
Он тоже был репрессирован.
).
Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?
Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.
Перечитаем седьмую-девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: «Когда я читаю седьмую-девятую части «Реквиема»…» Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.
Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?
Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?
Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери?
Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.
Это конкретный портрет или обобщенный?
Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.
Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать, —
Говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.
Поэма, посвященная безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками.
Какие звуки мы слышим?
Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдаленности: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.
А теперь вернемся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?
Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.
Анна Ахматова «Реквием»