Анри де Тулуз-Лотрек
Анри де Тулуз-Лотрек, современник Сезанна, Ван Гога и Гогена, знаменитый французский художник и график, по праву считается одним из основателей и выдающимся мастером искусства плаката и афиши.
В целом для его творчества характерно своеобразное развитие и видоизменение традиций искусства Дега и отчасти Э. Мане в сторону все большего подчеркивания моментов экспрессии образа, доходящей почти до гротеска нервной динамики формы. Искусство его отмечено поиском психологической выразительности и параллельно развивающимся интересом к передаче конкретно-неповторимого облика изображаемых персонажей. Именно из этого желания индивидуализировать, подчеркнуть неповторимость своих моделей вытекает художественная позиция Лотрека: ироническая позиция сатирика, который постоянно пользуется методом гротескового преувеличения, ярко передавая своеобразие движений, жестов, поз и мимики своих героев.
Но, изображая свою натуру хлестко, саркастично, шаржируя ее, он никого и ничего не осуждает и не разоблачает, а лишь передает свои зрительные впечатления в концентрированной форме. И основным способом этой смелой и экспрессивной передачи визуальных ощущений является его дерзкая, энергичная линия, с магической силой выхватывающая мгновения из водоворота ночного Монмартра и заставляющая их жить. «Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает ее по повелению момента — эти изгибы остроумны, элегантны, печальны.
И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден.
Именно эта декоративность линии нагляднее всего позволяет нам проследить связь творчества Тулуз-Лотрека в прикладном искусстве с движением Арт Нуво , которое возникло в конце 19 века и характеризуется орнаментальностью и волнистостью линий, заимствованием своих оригинальных узоров в природных формах флоры и фауны и трансформацией их то в изгиб цветка на ветру, то в сплетение влюбленных пар, то в танцевальное па . Арт Нуво как стиль и как движение искал единства выразительности во всех формах искусства и дизайна. Дизайн ткани и обоев приравнивался к дизайну лампы, книжного переплета, ожерелья, здания или плаката. Целью декоративного движения Арт Нуво было облагородить и объединить в единый ансамбль все аспекты и предметы повседневной жизни. Это достигалось с помощью плоскостного, стилизованного оформления, где внимание притягивалось к поверхностному орнаменту, а не к чему-то иллюзорному, как в традиционной живописи.
Часто одинаковое значение придавалось активному и пассивному пространству, то есть пространство и формы между линиями были не менее важны, чем сами линии и очерченные ими формы. Основа стиля Арт Нуво заключена в качестве линии: линия является живой, пульсирующей, развивающейся силой, оживляющей неживое и передающей энергию декорируемой поверхности. На формирование этого стиля очень повлияло японское искусство, в частности японская гравюра. Среди наиболее примечательных особенностей японского стиля, проникших в Арт Нуво, в первую очередь следует назвать двухмерность изображения — в отличие от типичной для Запада трехмерной проекции, передающей иллюзию пространства.
Перевод рисунка в единую плоскость позволял художнику свободно размещать фигуры на поверхности картины. Отсутствие дальней перспективы еще больше увеличивало эту свободу. Среди других специфических черт японского стиля стоит упомянуть высокую линию горизонта, элегантную вытянутость человеческих фигур, подчеркную ассиметрию, выделенность фрагмента.
Графика явилась одной из основных и наиболее выразительных сфер применения Арт Нуво. И если английские художники сосредотачивают свои усилия главным образом на книжной продукциии, то во Франции активно развивается такая форма Арт Нуво, как плакат. В связи с прогрессом в области печати и рекламы он становится наиболее доступным для публичного обозрения выразительным средством. К концу 19 века складывается специфика плаката как особой формы искусства. Возникновение подлинного плаката именно в эту эпоху безусловно связано с ростом капитализма, развитием промышленности и коммерции.
Плакат имеет, конечно же, свою предысторию. Первыми, далекими предками плакатов являются так называемые «alba» — объявления или извещения, которые, наподобие наших столбов или экранов, ставились на самых оживленных улицах Рима, Александрии и даже Помпей. В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры.
Первые стимулы для возникновения таких объявлений — предшественников плаката — исходятот печатников и торговцев книг, извещавших о подготовке и выходе в свет новой книги. Эту идею подхватывают другие предприниматели — так появляются сообщения о новых товарах, о различного рода торжествах, представлениях, об открытии нового театра или выставки.
Но это преимущественно небольшие карточки, в которых иллюстрация играет вспомогательную роль и выполняется в основном в технике офорта или резной гравюры.
Первый идейный и стилистический перелом в искусстве плаката происходит в 20-х годах 19 века и связан с изобретением литографии, плоской гравюры на камне. Эта техника, благодаря своей простоте и выразительности, быстро стала языком масс, репродукционным средством, широко используемым для практических, ремесленных целей. Технически литография позволила увеличить размеры плаката, сделать его сильней, завлекательней.
Анри де Тулуз-Лотрек