Античные сюжеты в произведениях литераторов Франции
Заметную трансформацию претерпевает в те годы и драматургия. Арман Салакру из числа многих отошедших от сюрреализма писателей. С сюрреализмом связаны пьесы Салакру 20-х годов. В 30-е годы в его драматургии все определеннее обозначается социально-сатирическая антибуржуазная тенденция , даже с уловимым антифашистски»! оттенком . Но в драматургии, в сравнении с прозой, вторжение общественно-политической проблематики было затруднено, не всегда знаменовало развитие реализма.
В 20-30-е годы на французской сцене закрепилась традиция эффектного театрального зрелища. Многим она обязана творчеству Жана Жироду . Жироду стал известен в 20-е годы, после публикации нескольких романов . В их коллизиях и сюжетах уже тогда отражались политические события 10-20-х годов.
Однако в романах Жироду появились «странности»- как черта его художественного метода: разрушение логических связей, совмещение реального и нереального и т. п. Этот принцип Жироду развил в драматургии.
Значительная часть пьес Жана Жироду — «перелицованные» античные сюжеты. Он стал создателем «мифологического театра», одного из главных направлений французской драмы XX века. По сравнению с романами, в «перелицованной» драме Жироду усиливается вневременной, условно-сказочный характер изображенного мира.
Прошлое модернизируется, традиционные ситуации наполняются намеками на современность, тогда как современность рядится в костюмы далекого прошлого. Комический эффект такого соотношения велик; Жироду остроумен, исключительно изобретателен, хотя зачастую поверхностен, увлекается внешними эффектами; сказывается стремление к самодовлеющей театральности. Например, в пьесе «Амфитрион 38» напрасно было бы искать глубокие и оригинальные мысли, но там есть очень забавное столкновение богов и людей, есть комические эпизоды, изображающие попытки Юпитера соблазнять смертных женщин и поведение Алкмены, которая верна своему мужу Амфитриону и пытается поэтому обмануть бога.
Пьесы Жана Жироду — не просто эффектное зрелище, созданное виртуозом-комедиографом. Основа «мифологического театра» — релятивизм и глубочайший пессимизм. Не случайно экзистенциалистская драматургия во Франции родственно близка драматургии Жироду и развивала даже «мифологический» жанр. Изображенный Жироду маскарад исторических эпох соответствовал экзистенциалистскому отрицанию закономерности исторического процесса.
Драматургия Жироду поэтому противостояла народному театру Роллана и близких ему художников, противостояла «Робеспьеру» с его историзмом, с его проникновением в сущность эпохи и пафосом утверждения революции. Однако и творчество Жи-роду в 30-е годы заметно менялось.
В 1935 году впервые была представлена его драма «Троянской войны не будет». Здесь известные легендарные герои — Елена, дочь Зевса и Леды, похитивший Елену красавец Парис, Гектор, вещая Кассандра и т. п. Однако это все дано в масштабах обыкновенного современного человека. Легендарное и величественное снижается в комических ситуациях и забавных диалогах героев, острословов, ведущих словесные дуэли. Через эффектные реплики и пикантные разговоры пробивается назойливая и неотвратимая тема — тема войны.
Что бы ни делали герои — все, что происходит, воспринимается как недолгий перерыв между войнами: «Эта война — последняя… А за ней другая». Неотвратимость войны особенно резко воспринимается благодаря контрасту с разумностью и сдержанностью героев пьесы, осознанностью их поведения, логичностью поступков. «Троянской войны не будет»:- политическая трагикомедия с актуальнейшим содержанием, с такой острой для 30-х годов темой, как тема войны.
Но мифологическое убранство и в этой пьесе Жироду — важнейший элемент его концепции: драмы наших современников могут сыграть и персонажи из далекого прошлого-ничто, в сущности, не изменилось за многие сотни лет человеческой истории, уверяет Жироду.
Пьеса «Троянской войны не будет» предваряет последнюю драму Жироду — «Безумная из Шайо» . Далека беззаботность «Амфитриона 38»; теперь мир кажется зловещим, попавшим в плен жадных промышленников, нахальных и преступных дельцов. Устранены даже внешние различия эпох.
Конкретизация зла сопровождалась в искусстве Жироду созданием утопической картины общества, где воцарившееся зло уничтожается безумной старухой, нетерпимой к пошлости и подлости буржуазных предпринимателей, несущих миру «нищету и войны».
Античные сюжеты в произведениях литераторов Франции