Антивоенный пафос в творчестве писателей
Сочинение на свободную тему, тема войны и роли человека. XX век принес человечеству возможность осознания себя единым целым, или невиданный раньше технический прогресс. Но кроме этого именно он породило новое ужасное явление — мировые войны, трагедии впечатляющего масштаба, которые задевали сразу сотни миллионов людей. Вполне естественно, что это нашло отображение в творчестве многих писателей, особенно из тех стран, которые непосредственно принимали участие в этих войнах. Писатели прошлого также неоднократно обращались к теме войн, но именно в XX веку эта тема стала актуальной, как некогда, и антивоенный пафос достиг невиданной прежде силы. Тем не менее действительно антивоенными произведениями нужно считать не те, где воспевают героизм победителей и победы над конкретным врагом, который изображается воплощением зла (эту ошибку делают очень часто), а именно те, где осуждается война как явление вообще, где ее жестокости противопоставляются принципиально другие ценности: милосердие и гуманизм, пусть даже непосредственные события войны там обходят, а внимание авторов сосредоточивается на следствиях трагедии.
Что страшнее — необходимость рисковать собственной жизнью с оружием в руках или оказаться потом представителем «утраченной генерации»? С этой проблемой мы встречаемся в романе немецкого писателя Ерих Марии Ремарка «Три товарищи». Его герои попадаются на войну восемнадцатилетними юношами — она перечеркивает весь их прошлый опыт, и возвращения к мирной жизни, о которой они так мечтали, Ленцу, Кестеру и Робби приносит лишь новое уныние. Они оказываются лишними в обществе, в котором живут. Даже по окончании военных действий война дает себя знать — кто-то умирает от возникшей через нее болезни, как Патриция, другие продолжают страдать от телесных и душевных ран. Идут из жизни люди, продолжают ломаться опустошенные войной души. Последняя тема глубоко раскрывается в творчестве другого немецкого писателя — Генриха Белля в сборнике «Путник, когда ты придешь в Спа…», «Где ты был, Адам?» и других. Война в его изображении — что-то абсурдное: это когда вчерашний школьник, а ныне солдат, без рук и без ноги оказывается в госпитале, расположенном в бывшей гимназии, и сам не понимает даже, за которые идеи он воевал. Похожие эмоции ощущают герои американского писателя Хемингуэя в романе «Прощай, оружие!», хотя причина этого кое-что другая: они стараются убежать от войны, которую их сознание не разрешает принять. Генри избирает этот путь не потому, что он трус — война кажется ему бессмысленной: то его несправедливо награждают медалью, то так же несправедливо собираются расстрелять. Бросая оружие, он высказывает протест против войны, а когда его любимая умирает, Генри теряет надежду на будущее. Мир найти невозможно, война жива в душах людей, она — везде.
Похожие мотивы можно найти и у Вильяма Фолкнера («Солдатское вознаграждение») или у Джона Дос Пассоса («Три солдаты») и многих других. Герой французского писателя Робера Мерля, сержант Жульен Майя («Уикенд на берегу океана») тоже видит лишь бестолковость войны: «…не существует войн справедливых, или войн священных, или войн за правое дело. Война абсурдная по самой своей сущности». Этот человек по своим моральным принципам не признает любого убийства и не может извинить себе за то, что вынужденная была уничтожить даже тех, кто целиком заслуживал смерть. Свой поступок, который кто-нибудь признал бы справедливым, Майя воспринимает как измену собственных ценностей, а его гибель в конце романа очень похожая на самоубийство. Кстати, роман «Вікенд на березе океана» был награжден Гонкурівеькою премией 1949 года. Абсурдность войны именно как явления раскрывает и популярный американский писатель Курт Воннегут. В произведении «Бойня номер пять, или крестовый поход детей», что имеет подзаголовок «служебный танец со смертью», он не ограничивается традиционными реалистическими средствами — этот роман имеет внешние признаки фантастического жанра. Но странствования героя Билле Пилигрима во времени и пространстве и общение с инопланетянами на самом деле лишь художественный прием, который помогает читателю понять: настоящая проблема не в конкретике именно Второй мировой войны или разрушении Дрездена, вокруг которого оборачивается сюжет, причины лежат значительно глубже. Они вечные, но для того, чтобы понять их природу, или хотя бы ощутить всю сложность проблемы, треба иногда оторваться от стереотипов или личного отношения к тем или других событий и посмотреть на себя и на мир «из другой планеты». Тогда приоткрываются парадоксальные вещи — люди носят в себе войну не только после нее, она живое в их душах еще раньше, передаваясь от поколения до поколения, когда справедливые целые и славные победы воспевают в книжках или легендах, от которых «война будет казаться такой замечательной, что войны пойдут одна за одной. А воевать пошлют детей…»
Это, наверное, и есть истинным антивоенным пафосом — отыскать корни этого ужасного явления, и уже на такому равные осознания стараться сказать всем войнам, прошлым и будущим, твердое «Нет!»
Антивоенный пафос в творчестве писателей