Архитектура, живопись, скульптура XIX века
В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но все же и в нем намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений.
Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для нее стилем является классицизм, в споем развитии приведший к стилю «ампир»; последний и получил в этот период наибольшее распространение. Ампир — стиль величественных построек с колоннадами. Выдающимися архитекторами этого времени были Воронихин, построивший Казанский собор в Петербурге, и Захаров, автор проекта здания Адмиралтейства.
В Москве, под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма и ампира крепостными архитекторами.
Значительно беднее живопись этой поры, особенно первых двух десятилетий.
В первую четверть XIX века выступает А. Г. Венецианов, вначале портретист, в 20-х годах ставший «отцом русского жанра», т. е. бытовых сцен . Идя от сентиментализма к реализму, он стал родоначальником целой школы в русской живописи.
Выдающимся художником был Кипренский, романтик по направлению. Он нарисовал прекрасный, выполненный в романтическом духе портрет Пушкина .
В 20-х годах великолепным портретистом и жанристом был В. А. Тропинин, происходивший из крепостных крестьян. Он написал один из наиболее похожих портретов Пушкина. Тропинин отличается от Венецианова тематикой: Венецианов изображал крестьян и крестьянский быт, Тропинин — мелкий городской люд .
Из скульптуры только два памятника того времени оказались и художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников. Это памятник Суворову в Петербурге и Минину и Пожарскому в Москве, оба в классицистическом стиле. Зарождается большой интерес к музыке не только в среде дворянства, но и среди купечества, служилой интеллигенции, чиновничества, мещан. Большого расцвета достигает в первую четверть XIX века романс и песня, основанная на народных мелодиях. Выдающиеся образцы в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев , А. Е. Варламов , А. Л. Гурилев .
Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, связанной со словом: романса, песни, а затем и оперы. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. Выступает в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке — М. И. Глинка .
Но его знаменитые оперы «Иван Сусанин» и » Руслан и Людмила » появляются уже в следующую четверть века.
В области театра идет та же борьба разных направлений, что и в литературе. На сцене театров ставятся и трагедии классицизма, и пьесы сентиментального характера, и пьесы романтические.
Характерной чертой русского театра этого времени является тесная связь драмы и оперы. В оперу включались разговорные диалоги, а драматические спектакли содержали в себе много музыкальных вставок: увертюры, хоры, песни, арии, куплеты, балетные номера.
Театры были не только в Петербурге и Москве, но и в других городах и в усадьбах богатых помещиков. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии. Среди актеров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Из крепостных людей вышел знаменитый актер М. С. Щепкин , основоположник реализма в русском актерском искусстве.
Выдающейся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. Много и других талантливых актеров выдвинуло в это время крепостное крестьянство.
Театр занимал важное место в общественной и культурной жизни начала XIX века: лучшими своими пьесами и игрой виднейших актеров театр воспитывал зрителей, поднимал патриотический дух в дни Отечественной войны 1812 года.
Просвещение и культура России XIX века.
В начале XIX века в России открывается целый ряд высших учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и Других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое оживление замечается в области литературы. Выходит много журналов, и не только в Петербурге и в Москве, но и в Харькове, в Казани и других городах.
Эти журналы отражают ту борьбу, которая шла между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми. Происходят оживленные споры по вопросам литературы и языка, идет борьба литературных направлений.
После войны 1812 года реакционеры с благословения правительства обрушиваются на университеты.
Поход против науки начался с Казанского университета, где после ревизии 1819 года было уволено одиннадцать профессоров по обвинению в неблагонадежности.
Были удалены наиболее известные профессора из Петербургского и других университетов. Усилился гнет цензуры. Цензоры часто видели выступления против правительства и религии там, где их совсем не было. Произведения прогрессивной тематики и тем более с революционной политической направленностью не разрешалось печатать, и они распространялись в рукописном виде.
Переписывались вольнолюбивые стихотворения Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, стихотворения и поэмы поэтов-декабристов.
Архитектура, живопись, скульптура XIX века