• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на заданную тему > Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта»

 

Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта»

Стихотворение «Смерть поэта» в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения, осуществилась, по слову Станиславского, его сверхзадача. И осуществилась она в естественной динамике образов, в свободном полете творческой фантазии поэта, в быстроте восхождения от единичного и случайного к высшим художественным построениям. Здесь единичное, не переставая быть реальной опорой идеи, уже начинает жить большой жизнью всеобщего, которая раскрывает сущность фактов и их историзм. Лермонтовская идея всегда больше фактов, но она фактична и документальна.

И переплавка фактов в горниле идеи, расходящиеся концентрические круги ширящегося идейного содержания, захватывающего все новые и новые сферы действительности, — это втягивание в свою орбиту все новых и новых реальных элементов, немолчное движение за грань этого круга фактов, отталкивание от них, чтобы осветить исторические дали действительности, эта неспокойность, этот вечный «поэтический побег» в будущее едва ли не самая характерная черта лермонтовского дарования, с наибольшей силой проявившаяся в стихотворении «Смерть поэта». В стремительности своего движения Лермонтов всегда «гудит во все моторы», он всегда субъективен, если угодно, всегда крайне субъективен. Но само движение всегда идет по рельсам объективной логики; куда бы ни залетела мысль поэта, логика ж. изни всюду обнаружит себя, всегда пробьется как истина образа. Гений поэта определяет интенсивность и «скорость» движения поэтической мысли, логика жизни — направление и конечный результат, который не всегда соответствует желаниям поэта.

В этой противоречивости — трудность определения идеи любого лермонтовского стихотворения, и особенно такого сложного по своему составу, как «Смерть поэта», где субъективная авторская мысль всюду перехлестывает за рамки наличного образа, который еле поспевает за нею, что особенно сильно сказалось в концовке. Здесь совершенно очевидно, что Лермонтов довел идею произведения до идеи неизбежности народной революции. В связи с этим ситуация толпа и поэт первой части, развиваясь и перерастая свои границы, развернулась в коллизию палачи и народ. Здесь поэт не живет уже отдельной жизнью действующего лица, — он живет только в народе, мстящем за него. Но этой коллизии, доведенной до предельного напряжения, недостает непосредственного явления революционного народа.

А это значит, что стихотворение «Смерть поэта», при всех внутренних возможностях реалистического осуществления его идеи, остается революционно-романтическим. Остается гордым призывом к революции, не став изображением ее начала. Выражаясь языком тех времен, произошло явление Христа народу, но нет еще явления Народа Христу. Но оно неминуемо. За это ручается «пророческая тоска» поэта по революции. И в этом сила Лермонтова. Но в этом и трагизм его пророческой тоски. И трагизм его жизни. Еще долго не прольется черная кровь палачей, но праведная кровь поэта России скоро вновь обагрит ее землю…

Лермонтовская идея предопределяла взаимодействие мотивов, взаимное усиление их, развертывание всех возможностей и переход в новое качество. Идея, ставшая пафосом произведения, давала новый импульс движению образов, открывала их новые стороны, проявляла самим себе и включала в могучий поток движения целого к цели. Лермонтовский образ — активированный образ, он доведен идеей до высших поэтических возможностей, каждый из образов работает на полную мощность и даже перекрывает «проектные» начертания. Эти дополнительные мощности рождаются во взаимодействии образов, в их скрепленности и стянутости к единому центру, в связи с чем и образуется новое качество целого. Нет слов, конец стихотворения «Смерть поэта» противоречит его началу. Но в этом противоречии родилось новое единство и развернулись потенциальные возможности первичных образов «поэта» и «толпы». Концовка этого стихотворения — есть концовка этого, не другого стихотворения, она достойно завершает его и превращает в органическую художественную целостность…

Лермонтов начал с частной темы: поэт и толпа. Лермонтов закончил выявлением общих закономерностей исторической жизни народа, закончил темой палачи и народ.

Лермонтов начал с требования наказания убийцы. Лермонтов закончил обоснованием права народа на революцию. Лермонтов начал с описания сирой России, плачущей над гробом своего поэта. Лермонтов закончил картиной гнева народной России, готовой свершить акт исторического возмездия. Между этими полюсами — титаническая работа анализирующей и синтезирующей поэтической мысли. Перед нами поэт-философ, поэт-политик, поэт-мыслитель. Гармоническая творческая организация. Его поэтическая фантазия пробегает с необыкновенной быстротой огромные пространства от простейших элементов действительности к высшим художественным обобщениям.

«Смерть поэта» — изумляющий пример восприятия жизни в ее целостности и полноте, потрясающее искусство проникновенного чтения политической карты мира. «Смерть поэта» — сдвиг могучей мысли и величавой красоты человеческого духа. «Смерть поэта» — неотступность сердца в своей любви и верности сердца своим идеалам.



Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта»

Другие сочинения по теме:

  1. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  2. «Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в...
  3. Об истории создания стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Получившее широкое распространение в списках, оно противостояло официальной версии и способствовало оформлению противоположной трактовки образа Пушкина. Несколько слов об истории...
  4. «Смерть поэта» вершинное достижение русской политической лирики XIX века Стихотворение «Смерть поэта», выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того...
  5. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  6. Стихотворение «Смерть Поэта» первый поэтический отклик на гибель Пушкина Ссылка Лермонтова на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве. В последние четыре...
  7. Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова «Тучи» В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и...
  8. Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя...
  9. Тайное и явное в стихотворении «Валерике» Интересно следующее место из диалога между штабс-капитаном Р-о и юным прапорщиком, недавно попавшим на Кавказ. Штабс-капитан говорит: «У вас на...
  10. «Демон» — излюбленное создание поэта «Демон», излюбленное создание поэта, разделяет с ним его злосчастную судьбу. О существовании этой поэмы русское общество знало еще задолго до...
  11. Читатель в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» Мысль Лермонтова улавливает, таким образом, чрезвычайно характерную черту современного ему литературного процесса: диалог менаду Писателем и Читателем превращается в разговор...
  12. Исповедь писателя в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» В «Журналисте, читателе и писателе» исповедь писателя трагична. Писатель не видит пока выхода из трагедии и трезво оценивает реальную ситуацию....
  13. Маяковский «о месте поэта в рабочем Маяковский «о месте поэта в рабочем строю» На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у...
  14. Сравнительная характеристика образов поэта и рыцаря Бертольда Леся Украинка — мужественный, свободолюбивый человек, который всегда верил в победу рабочего класса над эксплуататорами. Она любила свой народ, и...
  15. Сложность авторской позиции в стихотворении «Дума» Мы далекие потомки Лермонтова, оцениваем его деятельность, и совсем другое — лермонтовская самооценка, хотя бы и поэтическая. Нам легче говорить...
  16. Поэтическая мысль стихотворения «Дума» Поэтическая мысль стихотворения реализуется во внутреннем эстетическом движении от элегической интонации мочального размышления к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической...
  17. Тема стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в...
  18. Поэма «Моисей» была лебединой песней Франко — поэта Все написанное после «Моисея» воспринимается как отзвук революционной грозы, которая пронеслась над Украиной. Может, Моисей Франко совсем по-человечески волнует нас...
  19. Главная мысль в поэтических произведениях М. П. Муравьева (1757-1807) Эстетика Муравьева строится на основе нового субъективного мировоззрения. Прекрасное для него — не дедукция чисто логической, разумной, объективной истины, как...
  20. Вопрос о назначении поэта в русской литературе XIX века В русской литературе XIX века вопрос о назначении поэта, о его призвании приобрел совершенно отчетливое выражение. Поэт — это проповедник,...
« Романтичний герой мцири
Краткое содержание поэмы Байрона «Манфред» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения