Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах
Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах
Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах 1. Образ народного героя в балладе «Илья Муромец». 2. Философские проблемы истины и фанатизма в балладе «Правда». 3. Размышления о бренности земной славы в балладе «Курган». Какова она, правда, на свете живет? А и много про нее говорено, А и много про нее писано, А и много про нее лыгано. А. К. Толстой. «Правда» Создавая свои баллады, А. К. Толстой обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам. Образ Ильи Муромца из одноименной баллады, богатыря из одноименной баллады, заимствован автором из русских былин. Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Главная идея баллады заключается в противопоставлении вольного духа героя и атмосферы княжеского двора. Илья Муромец — подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя: Двор мне, княже, твой не диво! Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус! Но обнес меня ты марой В очередь мою — Так шагай же, мой чубарый, Уноси Илью! Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, «от царьградских от курений /Голова болит». Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед: Государыне-пустыне Поклонюся вновь! Вновь изведаю я, старый, Волюшку мою… В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя. В другой своей балладе, озаглавленной «Правда», Толстой обращается к теме, которая не меньше, чем жажда воли, волновала умы сказителей с древнейших времен. Внешний сюжет баллады — это рассказ о путешествии семи братьев в поисках правды: Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих, И подъехали к правде со семи концов, И увидели правду со семи сторон. А дальше все происходит так, как и в реальной жизни: поскольку каждый увидел лишь частицу правды, то он и рассказывает о ней. Но в том-то и дело, что увиденную часть каждый принял за целое, за всю правду: Всяк рассказывал правду по-своему: Кто горой называл ее высокою, Кто городом людным торговыим, Кто морем, кто лесом, кто степию. В этом и состоит трагедия многих споров, доходящих до ненависти и даже до вооруженных столкновений: каждая сторона по-своему права. На этом построены многие трагедии великих драматургов, в этом заключаются религиозные конфликты. В чем-то прав каждый, и никто не хочет уступить, признать правоту другого: И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти, И, рубяся, корились, ругалися, И брат брата звал обманщиком. Так автор баллады рассказывает об одном из самых распространенных человеческих заблуждений — о претензии на обладание истиной. Каждый познал лишь малую часть великой правды, которую «не объехать кругом» «во сто лет», но уверен, что узнал ее всю, а другие искажают это знание. Вместо того чтобы постигать правду вместе, братья из баллады Толстого бьются насмерть. Но самое страшное даже не их смерть, а то, что эта вражда переходит из поколения в поколение: Умирая ж, каждый сыну наказывал, Рубитися наказывал до смерти, Полегти за правду за истину; То ж и сын сыну наказывал, И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду за истину, На великое себе разорение. Замечательна позиция самого автора: он никого не хвалит и не осуждает — он просто рассказывает о том, что бывает, на свете, и завершает балладу назидательной концовкой вроде тех, которыми часто оканчиваются сказки: А сказана притча не в осуждение, Не в укор сказана — в поучение, Людям добрым в уразумение. В балладе «Курган» Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни: Кто был он? Венцами какими Свое он украсил чело? Чью кровь проливал он рекою? Какие он жег города? И смертью погиб он какою? И в землю опущен когда? В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах: И если курган твой высокий С
Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах