Базаров — предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева
В романе » Отцы и дети » воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, представляют не только идеи двух различных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.
Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом, «самоломанность».
Обстановка «передовой жизни» оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в возможность познания мира силами человеческого разума.
Несмотря на желание «возиться с людьми», Базаров бесконечно одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу, но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Зато мы встретили его мнимых учеников. Это прежде всего
Аркадий, а также Ситников и Кукшина. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, но очень скоро убедился, что не в силах этого сделать. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. — Ты нежная душа. Размазня, где тебе ненавидеть!..» Но, несмотря на это, Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он искренне привязался.
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее «белибердой, непростительной дурью». Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой.
Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело-отношения с Одинцовой.
Чувство Базарова — это не только физическая страсть, «голос крови», это — любовь. Любовь Базарова весьма отличается от любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. В Анне Сергеевне героя привлекают глубокий ум , независимость суждений, внутренняя свобода. Борьба Базарова со своим чувством обречена.
И не случайно своим романом Тургенев утверждал вечную ценность для человека любви, красоты, искусства, природы.
Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающего мира. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается в философском конце романа «Отцы и дети».
Слова о «вечном примирении и о жизни бесконечной» говорят нам о том, что через Базарова «воскресает сама жизнь». Именно в этом заключается подлинность, «революционность» взглядов тургеневского героя, его нравственное превосходство над Павлом Петровичем Кирсановым.
В спорах Базарова с Павлом Петровичем раскрываются самые замечательные черты главного героя: зрелость ума, глубина суждений. Даже в смерти Базарова присутствует некая спорная ситуация. Как человек с такими надеждами на будущее, с чувством собственного достоинства мог так нелепо погибнуть из-за собственной беспечности?
Трагический смысл образа воссоздает Тургенев в Базарове: его одиночество, непринятие окружающего мира, душевный разлад — все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.
Базаров — предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева