• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского

 

Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского

Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой характеристики? Проследить это попробую на «Преступлении и наказании». Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов.

Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персонажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: «Э, черта еще этого недоставало,, — бормотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь… некстати… Дура она, — прибавил он громко». Или Раскольников «проговорил нехотя и сурово».

Или: «Это правда», — процедил Зосимов. «Врешь ты, деловитости нет», — вцепился Разумихин». Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклицания, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц . В романе «Преступление и наказание» диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются характеры героев, их душевное состояние и мысли.

Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести «словесные поединки». Ведь роман Достоевского — это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы. Основная тема романа, как мне кажется, — борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа.

Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявляется идея Порфирия и Раскольникова. С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчетливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Достоевский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия.

В первом диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольников, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами «закрыться» и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир.

Посмотрим, как это выражается в их речи. Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употребляет такие выражения, как: говорит «с умишкой», «смеясь», «спокойно». Это говорит о том, что Порфирий чувствует некоторое превосходство по отношению к Раскольникову, он внутренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собеседника.

Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плавная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается: «- Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович». «- Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать… и «, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать…» Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная.

Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия. «- И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий»..

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше. «Хорошо ли?

Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! — промелькнуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!» Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием.

Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Раскольников пытается его скрыть развязной речью. «- Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой…» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: «- Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников…» Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия. В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор. «- Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, — продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут».

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними. «Гм…

Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна…» Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой. В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам. Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д. Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Лизаветы.

Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом. «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка…» «- Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь…» «- Аль зайти?..» «- Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться». На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала «протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь». Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам. «- С Полечкой, наверное, то же самое будет…» — говорит Раскольников. «- Нет! Нет!

Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит». Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: » — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников». Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. «Молчите!

Не спрашивайте! Вы не смеете!..» По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом. Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи.

Говорит правильно, последовательно , старается показать свою ученость: «…спешили отрекомендовать о своих познаниях…» Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются их речью. Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек — тоже человек.

Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение над Раскольниковым . Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д. Достоевский умело пользуется этим приемом для написания портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям.



Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание «Преступления и наказания» Достоевского 60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович...
  2. О проблеме наказания в романе «Преступления и наказания» Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» — пять остальных и эпилог. Это показывает особую важность...
  3. РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление...
  4. Речевая характеристика персонажей в рассказах М. М. Зощенко Каждый раз, когда я читаю рассказы Зощенко, меня охватывает странное чувство: вроде бы никто из тех, кого я знаю, не...
  5. Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой...
  6. Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания Роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского антибуржуазный по своему смыслу. Собственно антибуржуазная тематика становится магистральной в эпоху реализма у В....
  7. Мотив «наказания и преступления» в творчестве Чехова Для русской литературы характерен огромный интерес к двум вопросам: «в чем смысл жизни?» и «что такое счастье?». Чехов, на первый...
  8. Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем...
  9. Полемический замысел романа «Преступление и наказания» Ф. М. Достоевского Замысел «Преступления и наказания» возник у Достоевского на основе глубокого осмысления самых живых, самых злободневных явлений русской действительности середины 60-х...
  10. Каковы причины преступления Раскольникова? «Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от...
  11. Речевая характеристика героев пьесы М. Горького «Дети солнца» Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и...
  12. Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, «сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург...
  13. Речевая характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» Переходим к особенностям речи Коробочки. Коробочка — это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» ,...
  14. Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные...
  15. Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы....
  16. Помогите, написать сочинение. Произведение преступление и наказание на тему: причины и последствия преступления раскольникова Преступление совершается в состоянии наваждения, словно другой руководил его действиями, сопровождаясь «чем-то вроде болезни»: «Он вынул топор совсем, взмахнул его...
  17. В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников? Роман Ф. М. Достоевского — произведение, актуальное во все времена. В нем затрагиваются важные нравственные и философские проблемы, решаются такие...
  18. Социальные, философские, психологические мотивы преступления Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это книга великой боли за человечество. Когда видишь глядящее на тебя со...
  19. Речевая характеристика героя А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты,...
  20. Система образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома...
« Проблеми навколишнього середовища
Вальтер Скотт «Айвенго» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения