«Бедная Лиза», анализ повести Карамзина
История создания
Повесть «Бедная Лиза» опубликована в 1792 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно «Бедная Лиза» сделала его популярным.
Карамзин не случайно отнес действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый еще Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюбленных пар, его переименовали в Лизин пруд.
Литературное направление
Карамзин — писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм отражал мир чувств, сердечную жизнь.
Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.
Жанр
«Бедная Лиза» — первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрел новое слово — чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живет своей любовью к Эрасту.
Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.
Проблематика
Социальная: сословное неравенство влюбленных приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.
Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.
Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.
Главные герои
Эраст — молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем.
Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за свое счастье.
Лиза — крестьянская девушка. Ее образ не прописан так подробно и противоречиво, остается в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна.
С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой — покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждет бесчестье, если он не отправится на войну.
Мать Лизы — старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».
Образ автора-рассказчика — это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.
Сюжет и композиция
Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблен в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе.
В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела — жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую.
Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознает свою вину и страдает до конца своей жизни.
Основные события повести занимают около трех месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад.
В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.
Стиль
В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.
Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и ее мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду.
Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.
«Бедная Лиза», анализ повести Карамзина