«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
История создания
Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен.
Еще раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.
Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Желтый прапор», «Алый мах».
Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.
В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.
Литературное направление и жанр
Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный прием и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.
Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.
Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определенной творческой задачей. Цель Булгакова — показать субъективное восприятие исторического процесса определенным, близким ему кругом людей.
Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.
Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное , но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.
Проблематика
Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои — белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.
Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.
Булгаков создает миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищенном им. Писатель задается вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы.
Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.
Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры — важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф.
Жизнь дома все-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.
Сюжет и композиция
В центре композиции — семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зеленым абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов , Мышлаевский.
Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что все будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».
События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. . За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.
Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева , а заканчиваются Сретеньем . Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой.
Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в черное, потрескавшееся небо.
Роман посвящен второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачевым.
Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.
Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.
В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был еще страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных.
Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.
Катастрофы становятся все более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.
Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадежном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.
Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за нее счастье с Тальбергом.
Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого свое горе».
Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает ее, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.
Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на ее изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид . Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадежностью для конкретного человека.
Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков дает надежду всем читателям, потому что пройдет голод, пройдут страдания и муки, а звезды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.
Герои романа
Главный герой и старший брат — 28-летний Алексей.
Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей — военный врач.
Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.
Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».
Елене 24 года. Мышлаевский называет ее ясной, Булгаков зовет рыжеватой, ее светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи.
Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.
Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили свое существование.
Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.
Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.
Капитан Тальберг — муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнает, что Тальберг предал ее еще раз и собирается жениться.
Василиса занимал первый этаж. Он — отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги.
Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.
Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы ее желты, локти костлявые, ноги сухие.
Тошно жить Василисе с такой женой на свете.
Стилистические особенности
Дом в романе — один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет свое гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.
Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные . Город живет, дымится и шумит, «как многоярусные соты».
В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времен заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.
Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.
Ирреальный пласт романа — сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.
В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестает быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность — душу.
«Белая гвардия», анализ романа Булгакова