Бенито Перес Гальдос (BenitoPerez Galdos, 1843-1920)
Бенито Перес Гальдос (Benito ‘&&’ Perez Galdos, 1843-1920) за полвека своей творческой деятельности создал семьдесят семь романов и повестей, более двух десятков драм и комедий, множество публицистических и литературно-критических произведений. Лучшие из них сохранили общественное и художественное значение и в наши дни.
Б. Перес Гальдос родился в городе Лас Пальмас на Канарских островах. Закончив здесь школу, он в 1863 г. приезжает в Мадрид, чтобы заняться изучением юриспруденции. Но вскоре бурные политические события вовлекают молодого человека в свой стремительный водоворот. Интересы политической борьбы отодвигают на второй план университетские занятия. В годы, предшествовавшие революции, и в ходе самой революции происходило формирование мировоззрения Гальдоса. Именно в это время он избирает путь литератора.
После первых неудачных опытов в драматургии Гальдос обращается к историческому роману: в 1867 г. он начинает работу над романом «Золотой фонтан» (La fontana de Ого, опубликован в 1871), посвященным революции 1820-1823 гг. Затем выходит в свет роман «Смельчак» (El audaz, 1871), повествующий о Неудачном восстании 1804 г. в Толедо.
Обращение Гальдоса к историческому прошлому было продиктовано живыми интересами сегодняшнего дня, стремлением в былом найти объяснение настоящему и определить перспективы будущего. В это время политические идеалы молодого писателя еше весьма умеренны: он заявляет себя сторонником конституционной монархии. Это определило и особый характер изображаемых в романах конфликтов и их разрешение. И в «Золотом фонтане» и особенно в «Смельчаке» Гальдос сталкивает две концепции революции: одна состоит в требовании немедленного и коренного преобразования всех сторон жизни испанского общества, другая предполагает путь реформ. В «Смельчаке» эти две концепции воплощены в двух персонажах: в якобинце Мартине Муриэле, не способном соразмерять свои политические лозунги с требованиями момента, и в либерале-конституционалисте доне Буэнавен-туре Ротондо, тяжело переживающем упадок монархии и дворянства.
Пылкими речами фанатик революции Муриэль увлекает за собой большинство заговорщиков, но только для того, чтобы нелепо погибнуть самому, погубить и доверившихся ему людей, и самый заговор. В то время трагедию революции Гальдос видел в ее преждевременности, в предпочтении, отдаваемом революционерами насилию перед убеждением и просвещением масс. Конечно, это не могло не исказить в какой-то мере историческую перспективу в его ранних романах. Они стали лишь эскизами огромного полотна, над которым трудился писатель почти всю жизнь, цикла исторических романов, получивших название «Национальных эпизодов» (Episodios nacio-nales).
Сорок шесть романов этого цикла охватывают историю Испании начиная с битвы при Трафальгаре (1805) и кончая реставрацией монархии в 70-х годах. В истории мировой литературы никто до Гальдоса не решался поставить перед собой задачу подобного масштаба: создать художественное полотно жизни целой нации за три четверти столетия, да еще заполненных войнами, революциями, переворотами, характеризующимися уходом с исторической арены одних классов и приходом других.
Когда в сентябре 1872 г. он принялся за работу, ему не были ясны контуры даже 1-й серии. Только после шумного успеха романов «Трафальгар» (Trafalgar) и «Двор Карла IV» (La corte de Carlos IV, оба романа-1873) в сознании Гальдоса окончательно оформился план создания всей серии, посвященной войне за независимость против Наполеона. Молодой писатель работал с лихорадочной быстротой, и к весне 1875 г. 1-я серия из десяти романов была завершена. Их можно было бы назвать одним романом в десяти частях, ибо их объединяет не только эпоха, которой они посвящены, но и проходящая через все эти произведения судьба рассказчика — юного Габриэля Арасели.
Повествование от первого лица придает интимность личных воспоминаний о прошлом. Кроме того, это позволяет писателю показать формирование характера человека, волею судеб ставшего свидетелем и участником великих исторических событий. Правда, возникали и определенные трудности: юный герой должен был находиться в гуще важнейших событий, иначе его рассказ был бы неполным. В целом писателю удалось с этими трудностями справиться. Ч
Итатель знакомится с Габриэлем, четырнадцатилетним сыном прачки, в тот момент, когда он — юнга на одном из испанских военных кораблей — становится участником трагического для испанцев морского сражения у мыса Трафальгар {роман «Трафальгар»). Чудом уцелев после гибели корабля, Габриэль поступает в услужение к знатным господам; это позволяет ему увидеть воочию разложение нравов в высших сферах испанского государства («Двор Карла IV»). Здесь же происходит знакомство Арасели с Инее, дочерью графини Амаранты; молодые люди полюбили друг друга, но, конечно, и помыслить не могли о том, чтобы соединить свои судьбы. Габриэль становится свидетелем мятежа в королевской резиденции в Аранхуэсе, принимает участие в восстании жителей Мадрида против французской оккупации, попадает в плен и вместе с другими повстанцами приговаривается к расстрелу — такова фабула романа «19. марта и 2 мая» (Е1 19 de raarzo у el 2 de mayo, 1873). Он спасается от расправы и, едва залечив раны, участвует в сражении под Байленом, где испанцы заставили капитулировать армию французов, — об этом повествует роман «Байлен» (Bailen, 1873).
В романе «Наполеон в Чамартине» (Napoleon en Chamartin, 1874) вернувшийся в столицу Габриэль рассказывает об обороне ее от возглавляемых самим французским императором войск и о вынужденной сдаче Мадрида превосходящим силам противника. Бежав из оккупированного врагом Мадрида, Габриэль присоединяется к защитникам осажденной французами Сарагосы и вместе с ними переносит все тяготы жизни в городе — этому посвящен роман «Сарагоса» (Zaragoza, 1874). Следующий роман «Херона» (Gerona, 1874) представляет собой рассказ друга Арасели, Андресильо Марихуана, об осаде французами Хероны в то время, когда Габриэль сражался в Сарагосе. В романе «Кадис» (Cadiz, 1874) речь идет о жизни в Кадисе, единственном городе, который не был захвачен наполеоновскими войсками; Арасели рассказывает о противоборстве сил в кадисских кортесах, о создании знаменитой конституции. Произведенный в офицеры, Арасели присоединяется к прославленному партизанскому отряду Хуана Мартина Диаса и повествует о герилье — это составляет содержание романа «Хуан Мартин эль Эмпесинадо» (Juan Martin el Empecinado, 1874). И, наконец, последний роман серии — «Сражение при Арапилях» (La batalla de los Arapiles, 1875) — повествует о победе над наполеоновскими войсками, которую одержала армия под командованием английского генерала Веллингтона. В конце этого романа Арасели после многочисленных разлук, наконец, получает руку Инее.
«Гениальным портретистом общества» назвал его Мигель де Унамуно. И действительно, гальдосовское искусство портретирования с годами совершенствуется; образы, созданные в «Современных романах», сохраняя социальную определенность, обретают большую масштабность и объемность, богатство оттенков и полутонов. И вместе с тем в творчестве Гальдоса все более многогранно изображается и социальная среда, в которой выросли герои романов; сложное и разностороннее воздействие среды на формирование характеров раскрывается писателем все полнее. Наконец, богаче становится и стилистическая палитра художника: с гротеском соседствует юмор, с пафосом обличения — тонкая ирония, с философским размышлением — лирическое переживание красоты пейзажа. Все это и делало книги Гальдоса, по меткому выражению писателя и критика Асорина, «до краев переполненными действительностью», замечательными произведениями классического реализма XIX в. в Испании.
Бенито Перес Гальдос (BenitoPerez Galdos, 1843-1920)