Беседа по народным праздникам Руси в весенний период (для младшего школьного возраста)
Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании весенних народных праздников и обрядов. Педагог: Здравствуйте, ребята. Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне.
А весной тоже были свои народные праздники. Вопрос: Кто знает, какие народные праздники праздновались на Руси весной?
Вопрос: Кто знает, что за праздник «Красная горка»? Ответ: «Красная горка»- праздник весны. Вопрос: Знаете ли вы, почему такое название этого праздника «Красная горка»? Ответ: Красная горка — один из народных праздников красной весны. С него начинаются хороводные игры, пляски, хороводы на горах и в долинах. Рано утром молодежь вместе с хороводницей выходила на холм и выполняла обряд встречи весны.
Хотите попробовать и вы поучаствовать в таком обряде? Инсценировка: Все встают в хоровод, выбирают хороводницу — педагога. У хороводницы в одной руке хлеб, а в другой — красное яйцо. Хороводница поет песню: Приди к нам, весна, со радостью! С калиной-малиною, Со великой к нам милостью, С черной смородиною!
Со пшеничкой золотистою, С грушами, с яблоками, Со овсом кучерявым, Со всякой садовинкой, С ячменем усатым, С цветами лазоревыми, Со просом, со гречею, С травушкой-муравушкой. Вопрос: Почему в обряде хороводница держит красное яйцо и хлеб? Ответ: Красное яйцо — символ зарождения жизни. А весной начинают зеленеть деревья, все оживает. Хлеб был самым главным продуктом на Руси.
Есть пословицы: «Хлеб — всему голова»; «Есть хлеб — будет и песня». Педагог: И вот наступает лучшая пора года.
Какая? (лето). Вы любите лето? Почему? Педагог: Летом народ тоже отмечал праздники.
Можете ли вы назвать, какие праздники летом отмечали на Руси? Педагог: Этот праздник называется так, потому что он празднуется на седьмую неделю после пасхи. Эта неделя в старину была известна как «русальная». Считалось, что русалки бегали по ржи, хлопали в ладоши и пели свои русальные песни. Символическим центром праздника была березка.
Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову.
Вокруг березки водили хороводы. — Давайте поиграем в игру «Березка». Игра «Березка». Все становятся в круг.
Педагог выполняет роль «березки». Все поют, повторяя слова за педагогом: Березка белена — 2 раза Маковка зелена — 2 раза Летом мохнатенькая 2 раза Зимой сучковитенькая.- 2 раза Где она стоит, там и шумит — 2 раза «Березка» под песню отбирает у всех платки и поднимает над головой и поет: Березка зелененькая, Весной веселенькая Среди поля стоит Листочками шумит Гремит, гудит, Золотым веничком звенит. «Березка» изображает шум листьев, движение веток, она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают». «Березка» обходит хоровод змейкой и кладет на плечи двум рядом стоящим девочкам их платки. Пойдем девочки, Завивать веночки. Завьем веночки, Завьем зеленые! Педагог: После такой игры девушки на березе заплетают венки. Кроме таких обрядов вокруг березы, молодежь играли в разные игры на полянах. Педагог: Сейчас мы поиграем в игру «Заря-заряница» Игра «Заря-заряница» Один из ребят держит шест, с прикрепленными лентами.
Все играющие держат по ленте. Один из играющих — ведущий (педагог), он стоит вне круга.
Ребята идут по кругу и поют песню, повторяя за педагогом: Заря-заряница, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два, не воронь, а беги, как огонь. При словах «а беги, как огонь» водящий дотрагивается до кого-нибудь из играющих, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первый схватит из них оставленную ленту, тот побеждает, а опоздавший становится водящим. Игра начинается снова.
Педагог: А еще весной был праздник птиц. Он назывался день «Сороки… сорока мучеников». Знаете ли вы, почему так назывался этот праздник? Педагог: Русский народ верил, что в этот день из теплых стран пробираются на Русь сорок разных птиц, и к началу праздника пекли обрядовое печенье в виде весенних птиц: жаворонков, куликов, галок, скворцов. Такое печенье называли тетерками.
Все ели тетерки и пели весенние заклички. Педагог: Сейчас мы научимся петь заклички.
Дети получают тексты закличек, и детей делят на две группы. Инсценировка: Грачи-кулички, из моря летите Прилетите к нам, Весну красную несите! Принесите к нам Жаворонки!
Ноги тонки! Весну красную, Лето теплое! Педагог: А знаете такую игру «Золотые ворота»? Давайте поиграем. Играющие разбиваются на две группы. Одна группа становится в круг, вторая поднимает руки «воротами». Те, кто в кругу, должны пройти через все ворота.
При этом играющие говорят: Золотые ворота пропускают не всегда, Первый раз прощается, второй раз — запрещается, А на третий раз не пропустим вас! С последними словами все «ворота» закрываются, а те ребята, которые остались в кругу, должны заплатить штраф: спеть, сплесать. Летом еще есть такой народный праздник Иванов день или «ночь под Ивана Купала» — Кто знает, что это за праздник? Ответ: В ночь Ивана Купала разжигают костры, поют хороводные песни, прыгают через костер, считается, что это избавит их от всех зол и невзгод. В эту ночь принято купаться в реке. Самые отважные парни идут ночью в лес искать папоротник.
Считается, в эту ночь папоротник расцветает и указывает, где найти клад. А девушки плетут венки, загадывают желание и опускают венки в воду и смотрят, если венок утонул, значит желание не сбудется, а если не утонул — сбудется. Праздник Ивана Купала очень хорошо описывается в русской народной сказке «Снегурочка».
— Кто знает эту сказку? — Кто может ее нам пересказать? Вопросы: 1. Какие весенние народные праздники вы знаете? 2.
Какие летние народные праздники вы знаете? 3.
Какие праздники вам запомнились больше всего? Почему?
Беседа по народным праздникам Руси в весенний период (для младшего школьного возраста)