Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад»
Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать значение пьес Чехова; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических произведений, высказывание собственных впечатлений и мыслей, их обоснование, проведение параллелей с современностью; воспитывать любовь к книге, уважение к отчему дому, Родине, к своим корням.
Оборудование: портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к ним, кинофильмы.
Тип урока: беседа по внеклассному чтению.
1-й урок
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Одна изученная пьеса Чехова, конечно, не может дать полного представления о его драматургии. Поэтому, надеюсь, самостоятельно прочитанное произведение «Вишневый сад» дополнит ваши знания и впечатления о творчестве выдающегося русского писателя, даст возможность понять, что за будничной жизнью, которую показал Чехов, за сложным и противоречивым духовным миром персонажей кроется судьба всей России. Герои понимают, что близкие общественные изменения, только относятся к этому по-разному — с грустью, боязнью или с надеждой на изменения, на лучшее.
«Пришло время, надвигается на все нас община, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близкая и в скором времени вздует из нашего общества линь, равнодушие, предубежденность к работе, гнилую скуку»,- говорит один из героев пьесы Чехова «Три сестры». Чем пьеса «Вишневый сад» привлекает не только современных театралов, но широкая масса читателей и зрителей, попробуем разобраться на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Беседа по внеклассному чтению
1. Пересказ содержания пьесы «Вишневый сад» «цепочкой», составление «сюжетной цепочки»
2. Сообщение ученика или рассказ учителя о сценической истории пьесы
3. слово учителя
— А. П. Чехов долго не мог найти название для своей пьесы. Вот отрывок с воспоминаний К. Станиславского: «мне повезло наблюдать со стороны за процессом создания Чеховым его пьесы «Вишневый сад».
— Слушайте, я же нашел замечательное название для пьесы. Замечательное! — сообщил он…
— Какое? — заволновался я.
— «Вишневый сад»,- и он зашелся радостным смехом.
Я не понял причины его радости и не нашел ничего особого в названии.
— Слушайте, не Вишневый, а «Вишневый сад» — объявил он……на этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это коммерческий сад, который дает прибыль. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишневый сад» прибыли не дает, он сохраняет в себе и своей цветущей белизне поэзию бывшей господской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз разбалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а необходимо, так как процесс экономического развития страны в этом нуждается».
4. Составление аннотации к произведению
5. Обмен впечатлениями о произведении, сравнение его с «Чайкой»
6. Слово учителя
— Интересно, что до этого времени среди литературоведов, да и среди читателей ведутся споры относительно образов пьесы «Вишневый сад», ее жанра (сам автор назвал произведение комедией, хотя это скорее трагикомедия). Это связано с особенностями драматургии А. Чехова: в его пьесах нет деления на положительных и отрицательных персонажей, главных и второстепенных; действие больше касается внутренней жизни, чем внешней.
7. Аналитическое комментирование
Учитель. Прокомментируйте отрывок со статьи начала ХХ ст. «К снам» в журнале «Русская речь» и скажите, какое отношение она имеет к теме, которую мы рассматриваем: «мы растранжирили ту моральную энергию и силу, которую наследственно получили от наших предков… мы так долго носились с любимой нами хандрой и скукой, что сами напустили туман на все кругом и, в конце концов, перестали понимать, за чем, собственно, мы хандрим. Добазикались к облюбованному слову «прострация, недостаток сил» — и радуемся!.. И говорим это, лежа на диване… мы себя величаем «изможденными». Чем? Истощением как следствием продолжительной непосильной работы? Нет, ни одной особой работы не было… чем же? Фразой! Жалкими словами! Мы получили хронический катар души…».
2-й Урок
8. Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера
? На какие группы можно поделить персонажей «Вишневого сада» как представителей разных времен? (Раневская, Гаев, Фирс — прошлое; Лопахин, Яша — настоящее; Аня, Трофимов — будущее)
? как соотносятся в пьесе внешнее и внутреннее действия? (Основные действия вынесены за сцену — сами торги, жизнь Раневской и др., на сцене — лишь переживания героев из-за них)
? приведите примеры объединения трагического и комического. (Гаев с его высокопарностью и практической беспомощностью, Яша с его наглостью, Фирс — добровольный раб, Раневская с ее щедростью за счет разорения детей, Епиходов — сплошное несчастье и др.)
? Охарактеризовав образы Раневской, Гаева и Фирса, определите, как Чехов трактует проблему исторического прошлого России. (Герои живут прошлым, видят в нем лишь хорошее, несостоятельны изменить действительность и пасуют перед ней.)
? действительно ли Лопахин — победитель жизни? Ответ обоснуйте.
? какую роль в произведении отведен образу Яши?
? можно ли назвать Петю Трофимова пророком будущего, тем, за кем это будущее? Почему?
? Кому из героев вы больше всего симпатизируете, почему?
9. Характеристика героев пьесы через их портреты — «внешние» и «внутренние» (психологические)
10. Самостоятельно записать выводы
(Ожидаемые ответы: «Герои «Вишневого сада» вращаются в самостоятельном страдании, друг друга не понимают и не могут понять; добрые чувства, душевная благосклонность никого не согревают, поэтому их жизнь остается серой, печальной и несчастливой»; «Много кто из героев просто не способен к полезной деятельности, которая бы помогала другим»; «Вишневый сад — символический образ».)
IV. Домашняя задача
Подготовиться к тематическому оцениванию (тестирование).
V. Итог урока
Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад»