Библия всех славян
В 1581 году князь Константин Острожский издал первую печатную библию. Среди европейских народов именно славянам принадлежит идея первого полного издания Библии церковнославянским языком. Успешно воплотить эту идею, несмотря на колоссальные трудности, судилось великому украинскому князю Константину Острожскому и зачинателю постоянного книгопечатания в Украине Ивану Федоровичу. Чтобы составить чрезвычайно точный текст Святого Писания, которым бы могли пользоваться не только украинцы, но и соседние славянские народы, князь разослал гонцов к ближайшим соседям — в Чехию, Польшу, Россию. Они должны были привезти к Острогу для перевода все имеющиеся в славянском мире рукописные варианты Библии. Вместе с тем по приглашению князя в Острог прибыли ученые из Греции.
Но в скором времени работа над собранными рукописными Библиями была прекращена за наличием в них неточностей и произвольных толкований многих событий и понятий. Князь Острожский снова направляет своих послов в дальнейшие страны — к Болгарии, Греции, Палестине. Он обращается с просьбой ко вселенскому патриарху Еремею прислать и книги, и людей, которые знают и тамошние, и славянские языки. На этот раз выбор был более широкий, и специальная комиссия по переводу Святого Письма, созданная при Острожской академии, из двух вариантов (древнееврейского и греческого) выбрала последний. Завершение печати Острожской Библии, общий объем которой составляет 1256 страниц, выпало на 1581 год. Слава о ней быстро покатилась далеко вне Украины, на сотни лет сделав ее образцом для всего православного славянства. Острожская Библия стала основанием для всех книг Святого Письма, которые и сегодня используются как в церковном богослужении, так и в частном чтении практически во всех славянских странах.
Известнейшая в мире книга — Библия — украинского народа существует уже свыше 3000 лет и переведена 1200 языками. По определению исследователей, она занимает первое место в мире по своему значению, количеством изданий, признательных читателей и за величием того влияния, которое имеет на развитие человечества, на его культуру. Во-первых, это связанное с тем, что Библия является провозглашением Слова Божьего; в которое верят и христиане, и иудеи. Вторая причина состоит в ее моральных ценностях, в гуманистических глубинах, так как на страницах Книги всех книг сплелись в поединке правда и несправедливость, геройство и страх, достоинство и рабская покорность, добро и зло, прозрение и ошибки, терпение и бунтарство, раскаяние и грех, прощение и месть, человеческое и звериное, духовное и плотское. Третья причина бессмертия Библии кроется в ее утонченной словесности. И Старый, и Новый Завет можно изложить в довольно короткой истории, которая начинается созданием мира, нашей планеты, первых людей, их повреждением, уничтожением всего живого потопом. В истории после потопа главное место занимает рассказ о договоренности, которую заключил Бог-Творец с Авраамом. От Авраама Бог вывел избранный народ священников, который имел выдающуюся миссию быть правдивыми сыновьями Божьими. Новый Завет знакомит с историей прихода к избранному народу Мессии — Спасителя, которого столетиями ждали выдающиеся патриархи и пророки. И поверили в Иисуса лишь избранные им ученики, которые после воскресения и вознесение Учителя на небо основали на земле христианскую церковь.
В Книге книг представлены мифы, легенды, эпос, религиозно-ритуальные и юридические кодексы, исторические хроники, притчи, воинские повести, пересказы, сказы, жития, народные песни, религиозные гимны, любовная лирика, молитвы, поучение, пророчества и т. п.. Поэтому, по моему мнению, она и есть неповторимой и интересной для любого читателя независимо от возраста, пола, образования, национальности, собственных вкусов. Исключительно важной для духовного усовершенствования человечества есть Книга Псалмов из Книга Старого Завета. В ней — и совершенство справедливости, и мудрость, и уважительная умеренность, и проявление могущества, и указатель к жизни.
Книга Псалмов сыграла чрезвычайно важную роль в истории украинской церкви и культуры, в духовной жизни всей наций и каждого отдельно украинца. Духовные песни были верными спутниками и аскетов-отшельников, и тех, кто терпел от преследований за веру, и христиан — обычных земледельцев, ремесленников, выдающихся сынов Украины. Украинские писатели постоянно обращались в своем творчестве к библейской Книге Псалмов, этой неисчерпаемой казны мудрости и спасения, чтобы искусным словом донести и раскрыть перед читателями ее величие. Черпая вдохновение из текстов Библии, они стремились к духовному усовершенствованию всего мира. Эта идея наполняет произведения поэтов и писателей, начиная от древней литературы и до настоящего времени.
Библейскую мудрость доносили своему народу Григорий Сковорода, П. Гулак-Артемовский, М. Максимович, М. Шашкевич, а Т. Шевченко в реалиях библейской истории Израиля увидел похожесть с общественными неурядицами Украины. Он составил для украинцев молитвы, с которыми они могли обращаться к Богу за прощением грехов и спасением («Псалмы Давыдовы»). Несмотря на глобальный атеизм общества XX столетия, творческие заделы украинских поэтов подарили нам высокодуховные поэзии, которые стали живыми проявлениями вечной человеческой потребности в обращении к Богу, непостижимому, неприступному и наиболее дорогому вместе с тем. К духовному усовершенствованию призывали П. Карманський, Е. Маланкж, П. Тычина, Л. Ностенко, Д. Павлычко, которые поднимали проблему смысла существования человека, его достоинства.
Через века пронесли руссы благодаря Святому Письму веру в своего Бога и в свой народ, в его жизненную силу. Это Письмо укрепляло надежду на то, что выход из неволи будет найден при условиях соблюдения наследования Божьих заповедей, и утверждало любовь ко всем как ручательство мировой гармонии. Библия также является неисчерпаемым источником мудрости относительно покаяния, морального самосовершенствования и познания истины.
Библия всех славян