Биосфера — оболочка Земли
Урок — презентация «Биосфера — оболочка Земли»
Н. Ю. Камкина, учитель географии
Екатериновской средней школы
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Образовательные задачи урока :
Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В. И. о биосфере;
Гипотезы возникновения жизни на Земле,
Закономерности распространения жизни на Земле.
Развивающие задачи:
Убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
Формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.
Тип урока : изучение и первичное закрепление новой информации. Понятийно-категориальный аппарат усвоения : биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы. Способы действий учащихся : раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.
Ценностный компонент урока : доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Межпредметные связи : география, биология, экология, история, литература.
Методы обучения : наглядно — иллюстративный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый, словесный, практический
Методы познания : исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка. Учебно-наглядный комплекс : схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Доброе Утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
II. Постановка и решение УЗ
-Формулировка цели урока .
-Активизация знаний
Какие оболочки Вы знаете?
Что они собой представляют?
Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.
Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.
— Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?
Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.
1. Происхождение жизни на Земле.
-Как появилась наша Земля?
-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?
Гипотезы о происхождение жизни
Божественная;
Самопроизвольного происхождения;
Жизнь существовала всегда;
Внеземное происхождение;
Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.
2. Биосфера. Границы биосферы.
Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» . В 20-е гг.
XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В. И. Вернадский.
По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.
— Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Это наличие на ней жизни.
— Почему биосферу называют «пленкой жизни»?
— Что входит в понятие «биосфера»?
Биосфера — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры
Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.
Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород, Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от — 250 до +160. °С и давлением 0,001-3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км.
Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:
— Какую оболочку земли называют биосферой?
— Каковы границы распространения живых организмов?
Атмосфера — тропосфера + озоновый экран
Вся толща гидросферы
Литосфера — земная кора до глубины 3-7 км.
— Какие сферы включает в себя биосфера?
Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала.
— Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.
— Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?
— Какова главная особенность живых организмов?
— Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?
— Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Задание №1 . Проанализировать схему.
Биосфера — оболочка Земли