Блок и Ахматова как представители разных литературных течений
Александр Блок, Анна Ахматова… Оба — дети одной эпохи, оба поэты. Известны, признаны, любимы.
Но как же различны их судьбы! И как различно их творчество. И не потому, что Блок — мужчина, а Ахматова — женщина. В женской поэзии Ахматовой много железных ноток, свойственных мужчинам, а в лирике Блока, посвященной Прекрасной Даме, столько нежности и проникновенной любви, что они могли быть вполне подсказаны некоей интуицией, сродни женской. Различие между этими поэтами в чем-то другом, самом главном.
В том, как они подходят к одному и тому же материалу, в их взглядах на жизнь. Вспомним, ведь Ахматова и Блок принадлежали к абсолютно разным литературным течениям. Александр Блок вошел в литературу как представитель символизма, точнее, более позднего его ответвления. Ахматова была женой Николая Гумилева, одного из основателей акмеизма. И, естественно, в своем творчестве она опиралась на идеи именно этой школы.
И все же что-то сближало их. Ведь неслучайно Ахматова напишет о своей встрече с Блоком в стихотворении «Я пришла к поэту в гости», а тот, в свою очередь, откликнется стихотворением «Анне Ахматовой». Вот передо мной два стихотворения, таких непохожих и, одновременно, притягательных поэтов. Чего больше между ними — сходства или различия?
В чем заключается тайна их притяжения? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Наверное, долго определять тему этого стихотворения не придется.
Она проста, как все гениальное. Это тема вечности бытия. Ничего не изменяется в мире, все остается на своих местах, и не в человеческой власти повлиять на существующий порядок вещей. Лирический герой Блока смотрит на мир из окна своего дома и видит малую его часть, но и этого оказывается достаточным, чтобы сделать подобный вывод. «Все течет, все изменяется», — сказал когда-то мудрец.
Но лирический герой убежден в обратном. Подтверждает эту мысль кольцевая композиция: стихотворение начинается перечислением и им же завершается, только в зеркальном отражении. Время свивается в кольцо, и жизнь превращается в бег по кругу.
Хотя в этой монотонности есть определенная надежда на неизменяемость мира, как залог продолжения его существования, бытия, но все же пессимизм явно преобладает. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» — так начинается стихотворение Ахматовой.
Налицо явная перекличка с блоковским стихотворением — те же назывные предложения, очерчивающие картину внешнего мира. Но сходство это только кажущееся. И мета этого стихотворения несколько иная — тема любви, вернее, ее отсутствия, небытия.
Любовь оказывается всего лишь выдумкой «какого-то бездельника». Но эту выдумку подхватил весь мир и теперь с увлечением играет с этой игрушкой. И не многим дано понять, что это — фикция, что никакой любви нет. К числу таких «избранников» принадлежит лирическая героиня, хотя ее прозрение произошло случайно. Так что же можно найти общего в этих столь непохожих произведениях?
Пожалуй, только ощущение пустоты, непрочности мира, осознание его несовершенства роднит поэтов. Стихотворение Блока насыщено символами. Каждое слово — «ночь», «улица», «фонарь», «аптека» — является своеобразным символом, исполненным особого смысла.
Спускаясь по лестнице этих образов, от космического, всеобъемлющего до вполне конкретного , Блок показывает, что все в мире — лишь отдельные, обрывочные видения, колеблющиеся в «бессмысленном и тусклом свете». Но, в то же время, они незыблемы, ведь все повторяется, даже спустя годы. Лирическая героиня Ахматовой более приземленная, устремленная в настоящую жизнь. Она и мыслит иными категориями.
Она — женщина, разочаровавшаяся в любви, которой кажется, что она открыла тайну: никакой любви не существует. Но ведь совсем недавно и героиня жила с этой пеленой на глазах, в счастливом неведении, как все. Она так же ждала свидания, опасалась разлуки с любимым, пела ему «любовные песни». Но в один момент все закончилось. Собственное прозрение вовсе не радует ее: она «с тех пор все как будто больна».
И сложное зашифрованное послание становится предельно ясным. Любая женщина, столкнувшись с потерей самого главного — любви, будет ощущать себя подобным образом. Вот, пожалуй, главное различие в творческих методах Блока и Ахматовой. Блок, придерживаясь концепции символизма, использует язык тайнописи.
За нейтральными словами скрывается глубокий философский подтекст. Каждый образ вырастает до размеров символа. У Ахматовой же внешне приукрашенный язык подводит к совершенно простой, логически обоснованной мысли .
Наверное, все же было бы немного неправильно сравнивать, сопоставлять разные стихотворения разных авторов, представителей разных литературных направлений. Это все равно, что пытаться выяснить, что лучше — живопись или архитектура, скульптура или музыка. Любое произведение искусства прекрасно, если в него вложена душа его создателя.
Говорить о том, кто талантливее, кто лучше понимает действительность — Блок или Ахматова — было бы также неправильно. Они оба достойны своей славы. Просто эти поэты выражали свою точку зрения на мир, свое отношение к реальности в соответствии со своей литературной концепцией.
А это есть неотъемлемое право любого художника.
Блок и Ахматова как представители разных литературных течений