«Большие надежды», анализ романа Чарльза Диккенса
Роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» впервые увидел свет в 1860-м году. В нем английский прозаик поднял и подверг критике важную для своего времени проблему социально-психологической разобщенности между высшим светом и простым рабочим людом.
Жанровые особенности романа располагаются в плоскости классического произведения эпохи реализма, щедро сдобренного оригинальным английским юмором и некоторой толикой европейской сентиментальности. «Большие надежды» — это и роман воспитания, поскольку он рассказывает сразу несколько историй становления молодых личностей.
В центре повествования находится Филип Пиррип или Пип — бывший кузнечный подмастерье, получающий джентльменское образование. Любовь всей его жизни — Эстелла — дочь убийцы и беглого каторжника, с трех лет воспитывающаяся мисс Хэвишем как леди. Лучший друг Пипа, Герберт Покет — выходец из знатной семьи, решивший связать свою жизнь с простой девушкой Кларой, дочерью инвалида-пьяницы, и честным трудом в рамках торговой деятельности. Деревенская девочка Бидди, с детства стремящаяся к знаниям, — простая и добрая учительница в школе, верная жена, любящая мать.
Ретроспективно в «Больших надеждах» выведена история отца Эстеллы и неизвестного до поры-до времени покровителя Пипа — вечного арестанта Абеля Мэгвича. Тюремная жизнь последнего началась еще с поры глубокого детства, когда умирающий от голода мальчик начал воровать хлеб. Несмотря на свою несчастную судьбу, постоянные злоключения, преступления и аресты, Мэгвич в глубине души остается человеком — простым, честным, тонко реагирующим на несправедливость и милосердие .
Он умеет быть благодарным, но, в то же время, ему не чуждо желание отличиться, возвыситься над более богатыми, чем он, американцами.
В то время как мисс Хэвишем воспитывает Эстеллу для того, чтобы потешить свое разбитое сердце и через нее отомостить как можно большему числу мужчин, Абель Мэгвич хочет и отплатить добром за добро, и придать своей жизни смысл, и утереть нос тем ковбоям, которые воротят свой нос от него. В каком-то смысле жизни Пипа и Эстеллы напоминают судьбу Франкенштейна. Английский джентльмен и леди создаются искусственно. Ни в их душах, ни в их генах нет ничего, что бы связывало их с высшим светом.
Пип, вставший на путь новой жизни гораздо позднее Эстеллы, тяжелее поддается джентльменским изменениям. Воспитывающаяся как леди, с трех лет, Эстелла не знает иной жизни. Надменность и бессердечие для нее практически естественны. Пип же, напротив, периодически возвращается мыслями к простодушию Джо и трогательной заботы о нем Бидди, понимая, что и с ними ему уже не по пути, и с такими, как Эстелла или помешанная на титулах жена мистера Мэтью Покета, тоже не по дороге.
Фактически Пип оказывывается «между небом и землей». Место ему находится только в пограничной области — торговой деятельности, которой занят его лучший друг Герберт.
Характер Пипа показан в «Больших надеждах» в динамике. Мальчик постоянно меняется под воздействием внешних факторов, главным из которых становится его любовь к Эстелле. При этом основное «ядро» натуры Пипа остается неизменным. К своей природной доброте герой пытается вернуться на протяжении всего времени своего джентльменского обучения. В отличие от Пипа, муж его сестры — кузнец Джо Гардери представляет собой цельный характер, изменить который невозможно ничем.
Когда-то давно взяв на себя заботу о мальчике, Джо любит его как родного сына и не берет за него ни денег, когда ему предлагают их в качестве «откупа» за подмастерье, ни своих денег не жалеет для покрытия долгов Пипа. Ярким, не в меру сатирическим «противовесом» Джо в романе становится его дядя — мистер Памблчук. Главная черта характера этого персонажа — стремление выделиться за счет знати.
Памблчук ни в грош не ставит Пипа в детстве, но с неизменной преданностью и страстью жмет ему руки и лебезит перед ним в период его джентльменского величия.
Юмористическая составляющая романа выражена в едких, критических ремарках, высказываемых Пипом в отношении тех или иных событий, мест или людей. Например, узнав, что он стал обладателем большого состояния, Пип отмечает, с каким удовольствием он сообщает об этом скучающим в своих лавках продавцам и с какой молниеносной поспешностью эта новость заставляет их сразу же сосредотачивать свое внимание на богатом клиенте. С неподражаемым юмором Пип описывает и отвратительную постановку «Гамлета», которую смотрит как-то в Лондоне.
Реалистические черты в «Больших надеждах» можно видеть как в социальной обусловленности характеров персонажей, так и описаниях — небольшого городка Пипа и огромного, грязного Лондона.
Сентиментальное начало романа связано с художественным образом мисс Хэвишем, вся жизнь которой прошла в пожелтевшем от времени подвенечном платье в окружении гнилого свадебного угощения. Обстановка дома и образ жизни старой леди могли бы показаться фарсовыми, если бы в них не было столько внутреннего трагизма. Финальное прозрение героини, сопряженное с крахом «больших надежд» Пипа на светлое, джентльменское будущее, приводит ее к очищению пламенем и последующей искупительной смерти.
Пип, навеки влюбленный в недосягаемую и жестокую красавицу Эстеллу, в финале получает очередную надежду на изменение своего холостяцкого положения.
«Большие надежды», анализ романа Чарльза Диккенса