Большой путь Дон Кихота в поисках справедливости
Большой путь проходит каждый читатель романа Сервантеса «Дон Кихот» хитросплетениями ума и воображения рыцаря из Ламанчи. Много поколений до нас спорили относительно того, кто же такой Дон Кихот — мечтатель? чудак? благородный человек?.. Что несут его поступки людям? По аналогии со знаменитыми именами любимых героев Алонсо Кихано называет себя Дон Кихотом с Ламанчи. Бросается в глаза объединения слов «Дон» и «Кихот», точнее «Кихоте» — от слова, которое означает часть рыцарских доспехов, которую носили на бедре. Слово «Кихот» (сначала — «Кишот») навсегда вошло в русскую и украинскую литературу в ошибочной форме, так как было закреплено авторитетом Пушкина, Гоголя и других выдающихся писателей, «Ламанча» (И Лапспа»), земля, которая не вызывает ни одних героических ассоциаций, выполняет в истории, культуре и экономике Испании вспомогательную функцию. Она как можно лучше подходила для родины героя романа-пародии. Таким образом, главный герой буквально оказался «Дон набедренник с Куска земли».
Толкование семантики названия романа Сервантеса.
За всей многогранности характера Дон Кихота автором в заголовок вынесено одно слово — «хитроумный». Испанское слово «ипдепио» не подвергается однозначному переводу поэтому непросто понять, что хотел сказать автор. Во времена Сервантеса под словом «ипдепио» понимали естественный дар, изобретательность. Этими качествами быстрее наделен Санчо Панса, а не Дон Кихот, Иногда слово «ипдепио» объясняют как химерическое объединение бреда, меланхолии и изобретательности. В таком трактовании оно ближе к сущности Дон Кихота.
При условиях действительности благородные поступки Дон Кихота только шкодят людям. Трагедия Дон Кихота заключается в том, что он одинокий в своем стремлении делать добро. Поэтому его считают чудаком и даже сумасшедшим. Подвиг заключается уже в том, что, зная о своем одиночестве, Дон Кихот продолжает бороться за идею Добра.
В Дон Кихоте в разногласие вступает его комическая внешность рыцаря и благородные стремления. Хотя он извне мало похож на рыцаря, его душа стремится защищать слабых, обездоленных, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Он борется за добро и не может мириться со злом. Положить на весы стремления Дон Кихота быть полезным людям, делать добро — и бестолковость его поступков, реальный вред, который он наносит им, то преобладает первое. Человечеству был необходим миф о Дон Кихоте, необходим был образ, призванный выполнять в духовной культуре именно эту функцию. И он ее выполняет, ведь из огромного количества образов мировой литературы именно Дон Кихот для нее ближайший.
Общего между Сервантесом и главным героем его романа много. Писатель и его герой — ровесники (Сервантесу было близко 50-ти, когда он выдумал своего героя, «лет нашему идальго до пятидесяти добиралось», когда Дон Кихот решил стать рыцарем). Оба они — обедневшие идальго. Однако главное, что их роднит, гуманистические идеалы и горькая судьба. Очевидно, что есть частица истины в словах X. Л. Боргеса о том, что Сервантес создал своего героя, «беззлобно шутя над собой». Дон Кихоту его любовь к людям дала возможность после всех мыканий выразить им свою искреннюю преданность, а Сервантесу — написать роман, пронизанный верой в людей и любовью к ним.
Большой путь Дон Кихота в поисках справедливости