«Божественная Комедия» — Композиция и символика
В изгнании Данте начинает и самый главный труд свой жизни — создание «Божественной Комедии». Еще в «Новой жизни» Данте пообещал восславить имя своей возлюбленной так, как не была прославлена ни одна женщина в мире. И он выполнил свое обещание, посвятив ей «Божественную комедию».
Первоначально произведение называлось просто «Комедия» — так называли в Средние века такой текст, который начинается печально, а завершается хорошо. Но уже при жизни Данте современники присвоили его «Комедии» эпитет «божественная» за ее поразительные достоинства. С этим новым названием она и вошла в мировую литературу. «Божественная Комедия» призвана была ответить на огромное количество современных поэту вопросов. Язык В Средние века только латынь считалась языком достойным философии, науки, теологии и поэзии.
Данте решил писать свою поэму на народном тосканском наречии.
Тем самым он заложил основы итальянского литературного языка. Композиция и символика Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Согласно католической вере, душа попадает после смерти в один из этих миров. У православных чистилище, то есть место, где можно очиститься от некоторых не смертных грехов, отсутствует. Все цифры в тексте «Комедии» символичны и кратны трем, как числу Божественной Троицы.
Три части самой комедии, в каждой части за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни.
33 +1 вступительная песня = 100. А 100 — это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство. Строфа, которой написана «Божественная Комедия», — знаменитая терцина — состоит из трех строк, в Аду девять кругов, в лесу, с изображения которого начинается «Комедия», на поэта нападает три символических зверя, у Люцифера — Сатаны — три пасти. В Чистилище изображены девять уступов, в Раю — девять небесных сфер, Бетриче. встречающая поэта в Раю, облечена в три цвета одежд.
Символика пронизывает весь текст, нет случайностей: каждая из частей кончается одни и тем же словом: звезды ; имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается вовсе, равно как и имя Марии, в обители грешников — в Аду. Ад обладает скульптурной пластичностью, Чистилище живописно и многоцветно, Рай — музыкален и почти лишен плоти. Таких деталей очень много.
Главный герой Важнейшим открытием Данте стало то, что героем своего произведения он сделал самого себя. Так впервые в Новое время сам поэт, то есть человек, стал главным героем произведения. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Современнику Данте было известно: земная жизнь человека — 70 лет. Значит, человеку, до половины прошедшему этот путь, 35 лет.
Здесь особенно важна идея середины, центра, пика жизни, т. е. средоточия всей ее сути. Поэту важно не столько описать лес как таковой, гораздо важнее для него показать состояние души его героя, души смятенной, потерявшейся, заблудшей. Данте рассказывает, что он заблудился в лесу своих сомнений и грехов.
Сам Данте говорил, что в его произведении несколько смысловых уровней.
Первый, он называл его буквальным, то что происходит с одним человеком, самим Данте. Второй смысловой пласт писатель назвал политическим. Речь идет уже не об отдельном человеке, а о стране.
Это Италия заблудилась в дремучем лесу своих политических страстей и мучительно жаждет спасения из этого тупика.
Третий уровень — самый сложный, аллегорический. В этом смысле происходящее еще масштабнее — речь идет о человечестве. За человеком, потерявшимся в сомнениях, виделась страна, которую раздирали политические страсти, а в ее судьбе постепенно отражалась судьба заблудшего в лесу пороков человечества, мучительно ищущего спасительный выход.
И даже заблудившись в дремучем лесу, герой видит возвышающийся впереди холм, вершина которого осиянна светом.
И он устремляется к этому свету. Дантовский герой устремляется прочь из ужасного сумрачного леса к светлой вершине, но на его пути вдруг возникают три страшных зверя: И вот, внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора… …Навстречу вышел лев с подъятой гривой. Он наступал как будто на меня, От голода рыча освирепело И самый воздух страхом цепеня. И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет…
Аллегорический смысл появления этих зверей таков: рысь символизировала — сладострастие, лев — гордыню, волчица — алчность. В эту критическую минуту отчаяния Данте видит приближающуюся фигуру и узнает в ней своего любимого античного поэта Вергилия.
Вергилий рассказывает, что Беатриче на небесах известно смятение Данте, она сочувствует ему и вместе с Вергилием посылает возможность спасения. Чтобы вырваться из затягивающей его скверны греховных сомнений, Данте должен пройти путь познания жизни, познания всех сфер ее бытия. Вергилий призывает поэта: Иди за мной, и в вечные селенья Из этих мест тебя я приведу.
«Божественная Комедия» — Композиция и символика