• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В. Ф. Ходасевич говорил: «Грибоедов — человек одной книги». Мне кажется, что это не совсем справедливо, но, безусловно, прославился А. С. Грибоедов своей комедией «Горе от ума». Это произведение бессмертно.

Оно давно разошлось на цитаты, а его герои стали нарицательными персонажами. Софья Фамусова — главный женский персонаж в пьесе. Это семнадцатилетняя девушка, в которую безумно влюблен Чацкий.

Да и сама Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина. На мой взгляд, Софья занимает промежуточное положение среди героев произведения. С одной стороны, в ней есть качества, резко выделяющие эту героиню из фамусовского круга. Прежде всего, это независимость суждений и презрение к сплетням и общественному мнению.

Она говорит: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» охарактеризовал Софью как «смесь хороших инстинктов с ложью». Действительно, в этой героине есть черты, которые делают ее способной как на хорошие, так и на дурные поступки.

Софья своевольна, упряма, но и капризна, и не очень благонравна. Софья Фамусова, бесспорно, умна и наблюдательна. Она прекрасно знает законы «фамусовского» общества, умеет предсказывать поступки людей. Поэтому этой героине удается так жестоко отомстить Чацкому. Софья распускает сплетню о его безумии, зная, что на ее бывшего возлюбленного начнется настоящая травля.

Хотя, на самом деле, эта героиня была уверенна в «ясном уме и полном здравии» Чацкого: Готов он верить! А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себя примерить?

Можно сказать, что Софья в комедии — один из самых умных и здравомыслящих персонажей. Но и она попадает в комичное и, одновременно, печальное положение из-за своей любви к Молчалину. Я думаю, что ее любовь к этому «жальчайшему созданью» была серьезна.

Но неужели Софья не видела истинной сущности этого героя? Ведь в разговоре с Чацким она до небес превозносит душевные качества Молчалина: Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю. Но героиня не замечает, «как портрет выходит пошл».

Молчалин для Софьи — романтический герой, верх совершенства. Поэтому во втором действии комедии, когда Молчалин падает с лошади, Софья так переживает, что падает в обморок. Ничтожное происшествие вырастает в ее глазах до размера настоящей трагедии.

Она говорит Алексею Степанычу: Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Зачем же ей играть, и так неосторожно? Мне кажется, эти слова Софьи уж очень напоминают слова героини какого-нибудь любовного романа.

И это неслучайно. Вспомним, что девушка увлекалась французскими романами, мечтала о своем рыцаре на белом коне. Я думаю, что в лице Молчалина она нашла такого рыцаря. Вернее, придумала его себе, ведь в окружении Софьи не было достойных молодых людей. Не на Скалозуба же ей было обращать внимание!

Это уж явно был «не герой ее романа». Итак, Софья выбрала в герои Молчалина. Она придумала себе, что это идеал, «образец умеренности и аккуратности».

Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» — говорит героиня. Ей приятно думать так, воображать себя героиней любимых романов.

Она и Молчалина заставляет вести себя, как романтического герои: просиживать все ночи до утра за совместным чтением книг, вздыхать по Софье: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет… Софья полностью отдается своему чувству. Ради Молчалина она идет на нарушение всех приличий: любовь к человеку из низшего сословия, ночные свидания т. д. Но девушка пренебрегает мнением общества, и это делает ее человеком «нового поколения».

Ведь для «отцов» нет ничего страшнее «мненья княгини Марьи Алексевны». Софья живет в мире своих иллюзий. Это подтверждает и ее отношение к Чацкому. Она не стремится понять его, увидеть настоящие мотивы и цели этого героя. Девушка считает Чацкого черствым и бессердечным , старается побольнее ранить и унизить Александра Андреевича.

Так, она говорит ему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким Софья так же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным. В финале комедии жизнь заставляет Софью прозреть. Она видит, наконец, настоящее лицо Молчалина. В этой тяжелой для нее ситуации девушка ведет себя очень достойно. С призрением она говорит Молчалину: Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их…

Софья осознает свой самообман. Ей очень тяжело, но во всем она винит только себя. «Вся в слезах», Софья говорит: «Я виню себя кругом». В финальных сценах комедии образ Софьи приобретает трагические черты. Недаром И. А. Гончаров говорил об этой героине, что ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».

Умная, начитанная, но далекая от настоящей жизни героиня терпит свое «горе от ума». Софья Фамусова вызывает у меня симпатию и жалость. Она обладает многими положительными чертами и большим потенциалом.

Девушка жаждет настоящей любви, сильных чувств. Но ее окружают ничтожные и недостойные люди. Одной ей тяжело противостоять такому натиску.

Девушка стремится быть счастливой, но никто не может помочь ей, что-то посоветовать, наставить на путь истинный. Поэтому девушка вынуждена самостоятельно совершать ошибки и исправлять их. Что ждет Софью в будущем?

Мне кажется, что она перейдет в лагерь «детей», которые, как и Софья, обладают большим умом и искренним сердцем.



Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Другие сочинения по теме:

  1. Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших...
  2. Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый...
  3. Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя...
  4. Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума» Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской...
  5. Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Грибоедов — человек одной книги, — заметил В. Ф. Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел...
  6. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье «какую-то энергию характера» и удивился тому, что она, «не дорожа ничьим мнением», ведет...
  7. Сочинение на тему: Образ Софьи и ее драма в комедии «Горе от ума» Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как...
  8. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов писал : «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  9. Образ Молчалина и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Вот он, на цыпочках И не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих...
  10. Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль В комедии Фонвизина «Недоросль» много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя — недоросль...
  11. Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова «Горе от ума» А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии...
  12. Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова Одна из важных черт произведения «Горе от ума» автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое — любовь, второе...
  13. Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской...
  14. Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Свою комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса...
  15. Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин...
  16. Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — это благороднейшее гуманическое Произведение…, протест против гнусной расейской Действительности, против чиновников, взяточников, Бар-развратников… против невежества, Добровольного...
  17. Защитники «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Россия первой трети XIX века. (Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона — исторический рубеж между «веком нынешним» и...
  18. В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума» В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером....
  19. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные...
  20. Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это...
« Рограма для проведення зовнішнього незалежного оцінювання з географії
Мое впечатление от «Божественной комедии» Данте »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения