БУЛГАКОВ: Большая игра
Готовясь к Большой булгаковской игре, командам следует особенно внимательно перечитать произведения «Собачье сердце», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита».
I. Разминка
Продолжим фразу. Ведущий читает начало фраз, команды по очереди продолжают их; если команда затрудняется ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам. Не шалю, никого не трогаю…
Котам обычно почему-то говорят «ты»… Сим удостоверяю, что предъявитель сего, Николай Иванович, провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве… Единственно, что может спасти смертельно раненного кота… Пусть бы ездил Бегемот…
Холодными закусками и супом закусывают только… Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет… Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и… Интересно. Человек окончил приходскую школу, бреется каждый день и…
Ошейник все равно что… .
Болельщикам можно предложить припомнить ответные реплики в диалогах. — Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. — … — А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе. -… — Вы хотите курить, как я вижу? вы какие предпочитаете? — …
II.
Каждая команда получает по два набора карточек со словами. Нужно из слов каждого набора сложить булгаковскую фразу, обнаружить в ней неправильное, нейтральное, небулгаковское слово и заменить его булгаковским.
Для первой команды:
А) Бегемот съел стопку отрезал его поперчил спирта и этого так кусок залихватски выпил вторую что все после посолил зааплодировали ананаса
Б) удивительного Иван я купаться эту Москва-реку ну и украли нету мою а на дрянь ничего пошел одежу ответил тут оставили
Для второй команды:
А) когда охраной сказал что Иван подошел к тому где по второе выяснилось осталось под его бородача платье похищено не только ступеням но и первый мокрый месту
Б) взять в неожиданно бы Иван Канта да доказательства сказал такие года на за Соловки совершенно три этого Николаевич
III.
«Ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный»? — спрашивает Мастер Ивана Бездомного в доме скорби. — «Бесспорно», — согласился неузнаваемый Иван. Большинство же персонажей так о себе не думает. Кто до своего сна «совершенно не знал произведений Пушкина, но самого его знал прекрасно»? Кто и о ком говорит: «…надеялся, что резвые нимфы сбегутся к нему и произойдет еще многое приятное в том же духе.
Но, как видите, ничего этого не случилось, никакие нимфы не сбежались к нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он никаких не воздвиг, а, наоборот, кончил очень скверно, помер к чертовой матери от удара на своем сундуке с валютой и камнями»? В каких словах «чугунного человека» поэт Рюхин не находит ничего особенного?
IV.
А вот Максудов, герой «Театрального романа», по его словам, «окончил в университете два факультета и скрывал это». Однако скрыть это не удается — ни от героев, ни от читателей. О каких Толстых говорит рассерженный Максудов, отвечая на реплику Рудольфи «Толстому подражаете»? На какие слова Бомбардова Максудов отвечает: «Этот разговор уже описан Гоголем, не будем же повторяться»?
Где в «Театральном романе» появляется портрет Гоголя?
V.
Известно, что Булгаков был внимательным и благодарным читателем Гоголя. Бывает трудно с уверенностью сказать, кто автор того или иного отрывка. Например такого: «…перед ним в чудной сияющей панораме предстал вечный город. Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца.
Группами и поодиночке один из-за другого выходили дома, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи…» Этот отрывок из «Рима» Гоголя очень напоминает булгаковские строчки о Москве из «Мастера и Маргариты».
Команды получают тексты, написанные Гоголем, и находят им соответствия в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Галопад летел во всю пропалую: почтмейстерша, капитан-исправник, дама с голубым пером, дама с белым пером, грузинский князь Чипхайхилидзев, чиновник из Петербурга, чиновник из Москвы, француз Куку, Перхуновский, Беребендовский — все поднялось и понеслось… …Точно, был чудотворец: как только услышал он, в чем дело, в ту ж минуту кликнул квартального, бойкого малого в лакированных ботфортах, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!» — а уж там, в другой комнате, в продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки…
Пока команды работают, болельщики отвечают на вопрос ведущего: «О каких «девушках с дефектами» говорится в романе «Мастер и Маргарита»?
Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами.
Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.
VI.
В произведениях Булгакова, как и в произведениях Гоголя, часты так называемые каталоги — длинные перечни .
Ведущий называет для каждой команды первые пункты такого перечня, команда определяет произведение и припоминает еще два-три пункта. Рыбно-дачная секция. Однодневная творческая путевка…
Сара Бернар, Севастьянов Андрей Пахомович, заведующий осветительными приборами театра…
VII.
Мемуарист Ермолинский вспоминает, как Булгаков в тяжелую для себя пору однажды прибежал в Дом с торжествующим криком: «Напечатали!» — и прочел отчеркнутое в газете: «На первый взгляд его творческая система кажется необычайно противоречивой, характер образов колеблется от чудовищного гротеска до нормы реалистического обобщения. У него черт разгуливает по улицам города…» Это была грустная мистификация — напечатали не хвалебный отзыв о Булгакове, а статью о Гофмане. Но эти слова можно было отнести и к Булгакову.
Какие его герои кажутся связанными с нечистой силой?
Какие три слова Рудольфи предложил вычеркнуть из романа — «на странице первой, семьдесят первой и триста второй»?
Вспомните, как по-разному ведут себя его герои, когда на них обрушивается беда. Вставьте пропущенные слова . Кроме того я чувствовал, что _____, прерванное на самом интересном месте, теперь уже не состоится, и, следовательно, с завтрашнего дня я опять окажусь в пучине бедствий.
Я стала ____от горя и бедствий, поразивших меня.
VIII.
В произведениях Булгакова отразился и мир современной ему литературы. Герои разных произведений оценивают его одинаково и вполне определенно.
Кому принадлежат следующие высказывания?
Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!
Я лелеял мысль стать писателем. Ну и что же? …собственно говоря, открылся передо мною мир, в который я так стремился, и вот такая оказия, что он мне показался сразу же нестерпимым.
Каких писателей — современников Булгакова — вы можете узнать в эпизодических героях его произведений?
IX.
Отношение современников к Булгакову тоже было разным. Догадайтесь, о каких эпизодах произведений Булгакова идет речь во фрагментах из «Второй книги» Надежды Яковлевны Мандельштам? По-моему, рассказ о ящичке — лучшее, что сказал Булгаков. Видеть сцену и слышать голоса актеров — необходимая предпосылка для Сочинения театрализованных вещей.
Я вспоминаю убогие мечты мои и женщин моего поколения: домишко, вернее, комната в коммунальной квартире, кучка червонцев — хоть на неделю вперед, туфельки и хорошие чулки. Женщины, замужние и секретарши — все мы бредили чулками. Непрочные — из настоящего шелка, чуть прогнившего, — они рвались на второй день…
Дурень Булгаков, нашел над чем смеяться: бедные нэповские женщины бросились за тряпками, потому что им надоело ходить в обносках, в дивных юбках из отцовских брюк.
X.
Во многих произведениях Булгакова звучит музыка. Писатель был большим знатоком и любителем оперы. Команды и болельщики слушают музыкальные фрагменты, определяют композиторов, названия опер и произведения Булгакова, в которых о них идет речь. Письменные ответы сдают жюри.
XI.
Как относился Булгаков к хоровому пению? Команды получают задание: удалиться, порепетировать и спеть хором что-нибудь из того, что пели хором в произведениях Булгакова.
Пока они репетируют, болельщики отвечают на вопросы.
«Квартирный вопрос», испортивший москвичей, появляется в большинстве булгаковских книг. В каких произведениях есть «нехорошая квартира», «похабная квартира», «проклятая квартира»?
Возвратившиеся команды по очереди исполняют отрепетированные хоровые номера и отвечают на последний вопрос:
Какой эпиграф вычеркнул издатель «Записок покойника»?
Получив ответ , жюри поступает в соответствии с этими словами: называет и награждает победителей.
БУЛГАКОВ: Большая игра