Бунинская философия любви
Сочинение по рассказу Ивана Бунина «Легкое дыхание». О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными есть люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь — это «темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев чему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид лучшей из возможных развязок. С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание».
События произведения на первый взгляд могут сдаться залосненными. Молодую девушку обманывает старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, который не имел ровно решительно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи или «чернухи» в рассказе нет, наоборот, оно насыщено особой лирической атмосферой. В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от возвратного» — даже за такого развития событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, оно выше за будничную грязь.
Рассказы начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похороненна девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница самая себе задает риторический вопрос: «как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?». Он не нуждается в ответе, но ответ присутствующий вне слов во всем тексте рассказа. Оля Мещерская воспринимается как воплощение жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее». Почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, поворачивая на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечты люди».
Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которую невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью. Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близким с ней, верил у ее любовь и не смог смирится с потерей своей иллюзии. Но, же не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Много кого бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят к таким крайностям. Это снова же свидетельствует о исключительности личности Оли. Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля самая искала свою мечту, но не могла найти.
Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютина, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них жизнь, могла начать ненавидеть весь мир. И этого не произошло: запас любви, и стремление к счастью в души Оли оказался чрезвычайно большим. Вместо этого она «совсем обезумевшая от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение. Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, итак она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворили все аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чего-то светлого и прекрасного.
«Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре». Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такое «рассеянное», потенциальное, что не нашло своего настоящего — героя, всегда является дивом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не разрешила девушке воплотить мечты, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способно надышать.
Бунинская философия любви