Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»
Почему бесспорно умный человек — Александр Андреевич Чацкий — не только не был не понят, но и отвергнут и обществом и любимой девушкой? То есть главным конфликтом комедии, вокруг которого группируются все остальные, является внутренний конфликт героя, который состоит в том, что Чацкому плохо, прежде всего, с самим собой: он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, не думать об этом. Чацкий страдает от того, что способен мыслить, мыслить глубоко и неординарно.
Таким образом, все проблемы комедии группируются вокруг одной главной — проблемы ума.
Грибоедов называет Чацкого «умным человеком», таким образом, обозначая свое к нему отношение, а остальных же героев автор представляет нам в большей или меньшей степени глупцами. Но конфликт комедии выстроен таким образом, что каждая противоборствующая сторона считает себя умной. Две жизненные позиции, две «правды», два понимания ума противопоставлены в комедии.
Фамусовское общество считает умными тех людей, которые сумели приспособиться к жизни, добиться положения в обществе, то есть извлекли максимальную для себя выгоду. Эталоном Фамусов и ему подобные считают таких людей, как Максим Петрович.
Доказывая Чацкому свою позицию, Фамусов рассказывает о том, как Максим Петрович добился положения в обществе благодаря своему «уму». Обретенные жизненные блага «примера для подражания» заключались в следующем:
… он не то на серебре. На золоте едал; сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе!
Так фамусовское общество понимает верх жизненных устремлений. Достигнуть гаких «высот» Максиму Петровичу помог, конечно, ум, точнее умение пресмыкать-:я перед сильными мира сего. Карьера Максима Петровича пошла в гору после гого, как он на приеме у «высочайшего» лица оступился и упал — вначале нечаян-то, затем, увидев, что его падение рассмешило присутствующих, стал падать нарочно. Фамусов поступок Максима Петровича комментирует так:
А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. За то, бивало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович.
Кто пред всеми знал почет?
То есть, если говорить словами Чацкого, в фамусовском обществе «тот и славится, чья чаще гнулась шея».
Ошибочно было бы считать, что только Фамусов судит так о жизни, потому что является представителем «века минувшего». В комедии мы встречаем и ровесников Чацкого, которые полностью солидарны с Фамусовым в вопросе понимания ума. Скалозуб и Молчалин — Люди, которые строго следуют «заветам отцов».
Ска-юзуб уже добился «степеней известных», а вот Молчалин еще только в самом начале «славного» пути. Но, видимо, мечты его скоро должны сбыться, потому что он все делает «по уму!», так, как завещал ему отец. Жизненные правила Молчалина гаковы:
Во-первых угождать всем людям без изъятъя, — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, что чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Можно сказать, что Молчалин повторяет путь Максима Петровича. И он в понимании фамусовского общества является умным человеком.
Понимание ума Чацким противопоставлено пониманию ума представителями фамусовского общества. Умным человеком главный герой считает того, кто стремится принести пользу Родине, служа «делу, а не лицам», кто выступает за просвещение, не торопится «записываться в полк шутов», то есть не раболепствует. Благородный, достойный человек, тот, который награды и почести получает благодаря личным заслугам — вот идеал Чацкого, к которому герой и стремится.
И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал о Чацком, что этот герой «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен… Он искренний и горячий деятель… Между тем Чацкому досталось до дна… выпить… горькую ычашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой лишь «мильон терзаний»…
Он знает, за что он воюет, что должна принести ему эта жизнь… Эти честные, горячие, иногда желчные личности, которые не прячутся покорно в сторону от встречной уродливости, а смело идут навстречу ей и вступают в борьбу… Чацкий… наиболее живая личность, натура ее сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии».
Диаметрально противоположное понимание ума представителями фамусовского общества и Чацким л лежит в основе конфликта комедии. Столкнулись две жизненные философии, и Чацкий терпит поражение. Он остался не понят как обществом, так и любимой девушкой — Софьей.
Ей неприятны его критика высшего света, раздражает сарказм Чацкого. Он — прямая противоположность Молчалину, которого Софья любит. «Бессловесный», стремящийся всем угодить Молчалин вызывает у героини сильное чувство. Чацкий с его критикой удостаивается таких реплик героини, как: «Не человек! змея!» Софье проще любить «тихого» Молчалина, которому она ошибочно приписывает всевозможные достоинства.
Таким образом, конфликт комедии начинающийся с противопоставления понимания ума, перетекает в социальный и любовный. Чацкий со всеми его высокими представлениями о жизни оказывается не только не понятым, но и отверженным обществом. Его объявили сумасшедшим — ведь Фамусову и ему подобным намного проще навесить ярлык безумного на того человека, чья позиция непонятна обществу и даже враждебна ему.
Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»