Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году. Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами старалось удержать общество от всяких времен, делать все так, «как делали отцы».
Автор комедии, безусловно, принадлежал к обществу молодых реформаторов, он был близок с декабристами, посвящен в дела тайных обществ, критиковал правительство. Поэтому и главный герой пьесы — Чацкий — вышел из-под его пера очень похожим на самого автора, а общество старых дворян представлено так ярко и многогранно. Московское общество, показанное в комедии, нередко называют «фамусовским обществом», и это название не лишено смысла.
Центральное место здесь занимает Павел Афанасьевич Фамусов, богатый и известный московский барин. В его монологах, репликах и спорах хорошо видны те привычки и законы, по которым живет он и его окружение. Главная забота этого общества — сохранить все, как оно есть, а их девиз — «учились бы, на старших глядя».
Состав фамусовского общества весьма разнообразен: тут и чиновники , и военные , графы и князья , а также другие персонажи, объединенные реакционными взглядами на развитие общества. Следует отметить и художественный прием, которым пользуется автор, при описании взглядов и пороков московского общества. Он берет по одному представителю из определенного круга и высмеивает недостатки каждого.
Так, Скалозуб — представитель военщины, Молчалин — мелкий служащий. Но Грибоедов не просто показывает принадлежность героя к какому-либо классу, группе. Автор подчеркивает типичность каждого персонажа комедии.
Так, Павел Афанасьевич Фамусов — «управляющий в казенном месте», крупный чиновник, крепостник. Казалось бы, у него есть все, но Фамусов мечтает о титуле, добыча которого становится для него смыслом жизни. Он видит только один путь осуществления своей мечты — выдать дочь замуж за знатного и богатого человека. Поэтому он и приглашает в свой дом на балы и танцевальные вечера графов и князей.
Однако знатный — не значит богатый, и Фамусов старается сочетать и «золотой мешок» и «чин»: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених… Чацкий тут же добавляет: «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством». Основной претендент на руку Софьи и идеальный вариант для Фамуова — Сергей Сергеевич Скалозуб.
Полковник, метящий «в генералы», грубоватый и недалекий человек . Всю свою жизнь он подчиняет осуществлению своей мечты — получению генеральского чина. При этом, «чтобы чины добыть, есть многие каналы», заявляет Скалозуб, как «истинный философ».
Все его военные подвиги сводятся к тому, что «засели с братом мы в траншею, ему дан с бантом, мне — на шею». Софья характеризует его как героя «не ее романа», а его шансы на получение ее руки оценивает так: «Мне все равно: что за него, что в воду». Соперник Скалозуба в борьбе за руку Софьи — Алексей Степанович Молчалин, личный секретарь Фамусова, живущий в доме своего хозяина. Цель его жизни — карьера, и ради нее Молчалин готов терпеть любовь Софьи и «угождать всем людям без изъятья». У Молчалина есть две замечательные черты характера: умеренность и аккуратность.
При наличии этих черт, а также умения «угождать» Молчалин, вероятно, «дойдет до степеней известных». В этом можно не сомневаться, так как автор показывает другого «мастера услужить» — Загорецкого — «мошенника и плута», которого общество любит за услужливость. Таким образом, картина получается весьма полной, и мы видим, что Чацкому противостоят не отдельные личности, а целый жизненный уклад. Наиболее неприемлемыми для Чацкого и Грибоедова выглядят пути к заветному благополучию. Чацкому более-менее понятно желание заполучить «золотой мешок», но способы его получения не привлекают героя.
Понять, как можно «прислуживаться», а тем более «сгибаться вперегиб» и «угождать всем людям без изъятья» для достижения такой цели, как получение чинов и денег, герой не может. Он «служить бы рад» идее, принципам, свободе, Отчизне, поэтому и высмеивает кумиров Фамусова — Максима Петровича и Кузьму Петровича: «Чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?» Удивительно единодушны все члены фамусовского общества во взглядах на просвещение, науку, образование. Фамусов высказывает свою точку зрения: Ученье — вот чума, ученость — вот причина Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений… …Нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. И все дружно ему вторят, например, Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.
Княгиня Тугоуховская также высказывает свое мнение: …В Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры! Причины такого единодушия видны достаточно ясно: просвещение грозит новыми идеями, расшатывающими привычный уклад жизни. Поэтому очень удобно признать Чацкого сумасшедшим и жить спокойно. Мол, это не мы глупые, а он социально безумен. Все с восторгом присоединяются к сплетни о его сумасшествии, понимая, что тот хоть и не разрушит в одиночку устои общества, но расшатать их может основательно.
И потом, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Ведь Чацкий уедет, а город еще долго будет переживать этот скандал. На мой взгляд, есть еще одна причина, по которой общество хочет избавиться от Чацкого: у него могут появиться единомышленники, и тогда это будет уже сила. Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума» представляет собой одно из наиболее ярких произведений русской литературы, в котором так реалистически изображено московское дворянство первой четверти XIX века.
Хотя накануне декабристского восстания и начинают появляться такие люди, как Чацкий, но в обществе все еще господствуют алчность, стремление к чинам, пошлость, низкий культурный уровень, преклонение перед иностранным. Любые благородные стремления тонут в море косности, а их инициаторы обречены на поражение.
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»