Человек и природа в лирике Афанасия Фета
Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы . Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным.
Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. Цветение сердца — символ духовного соединения с природой . Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.
Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия».
Человек начинает говорить на прекрасном языке природы: Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо. Обращениям к природе в лирике Фета нет конца: Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес. Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть». «Шепот, робкое дыханье…» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак.
Безглагольность. «Музыка любви».
Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю».
Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство — самое прекрасное в человеческой жизни.
Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.
Аллитерация создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским » Я помню чудное мгновенье…».
Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных».
Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения.
У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Человек и природа в лирике Афанасия Фета