Человек и среда в рассказах А. П. Чехова
Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к сатирическим. Не изменяется только одно: глубинность и актуальность его произведений.
Чехов рассматривает и анализирует ту жизнь и те ее недостатки, которые были свойственны не только XIX веку, но и XX, и даже XXI веку. Им затрагиваются таким проблемы, как «футлярная» жизнь, взаимоотношения сословий в обществе, ограниченность человеческого бытия и вечная тема — человек и среда. Она была рассмотрена не только русскими писателями — Гоголем, Лермонтовым, Достоевским, но и зарубежными авторами, ибо это, наверное, главная тема в творчестве писателей-реалистов. Чехов рассматривал проблему «отношений» среды и человека по-своему, одновременно с юмором и сарказмом.
Эта проблема поднимается и рассматривается глубже всего в таких рассказ Чехова, как «Палата № 6» и «Ионыч». Как мы помним, в первом рассказе описывается одна из палат, где жили душевнобольные. «Палата № 6» рассказывает о судьбе не только ее обитателей, но и ее посетителя доктора Рагина. Именно он и находится в центре нашего внимания.
Прожив недолгую жизнь, став врачом, оказавшись в описываемой в рассказе больнице, наш герой сохранил ту пылкость и энтузиазм, который свойственны юности. Он хотел работать: спасать людей, нести в общество только здоровье. И что же получилось? В конце концов ему даже от запаха крови становилось плохо — что же это за врач?!
Скоро ему уже было не интересно, что происходит в больнице. Куда-то исчезли смелые мечты, юношеские порывы. Жизнь опротивела доктору Рагину, вдруг все изменилось, перевернулось с ног на голову.
И вот он уже сам пациент в палате № 6. Что случилось? Как это произошло? Ответим на эти вопросы словами еще одного героя рассказа и пациента палаты №6 Ивана Дмитриевича Громова: «в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием…» Как можно выжить в этом обществе, остаться здоровым не только телом, но и душой? Правильно заметил в романе один из героев, что душевнобольные разгуливают на свободе, а здоровые люди в палатах сидят. Смог ли вынести доктор Рагин тлетворное влияние этого общества?
Да, смог; более того — он к нему приспособился. Под влиянием окружающей среды, грязной и зловонной, убивающей лучшие порывы людей, доктор Рагин превратился в такого же обывателя, как и все жители города. Он стал как все, поддался влиянию среды, мещанское общество победило, поработило, погубило еще одно мечтательно настроенное молодое сердце. Как среда погубила доктора Рагина, так она подчинила себе и Ионыча, доктора Старцева. Только если, попав в палату №б, Рагин понял всю никчемность своего существования и ошибочность своих теорий, увидел, каково общество и среда, в которых он живет, то доктор Старцев преспокойно живет в этом обществе и чувствует себя превосходно.
Появляется доктор Дмитрий Ионыч в Деляже, в девяти верстах от губернского города в должности земского врача. Такой же, как и Рагин, доктор со смелыми мечтами, устремлениями, идеями. И жилось ему, казалось, счастливо и спокойно: совершал прогулки пешком, напевал песенки: «Он шел пешком, не спеша, и все время напевал: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…» Если бы не знакомство с семьей Туркиных… Эта семья сыграла важную роль в «падении» доктора Старцева. Частые встречи с этой семьей, любовь к Котику, казалось бы, сначала «разжигали тлевшие в душе доктора огоньки».
Но тут отказ Екатерины Ивановны на его предложение. И все резко изменилось. С этих пор доктор Старцев будет падать в пучину обывательского существования. Краткие реплики, ситуации, фразы ярче всего показывают оскудение душевного мира Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!» И далее: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, то есть страдал одышкой». Позже: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад».
И это лишь его внешний облик; а его внутренняя сущность, душевная организация? Его не волнуют пациенты, и он частенько кричит на них, покупает дома , и самое главное — с удовольствием считает бумажки . Это теперь составляет всю его жизнь. «Живется ему скучно, никто его не интересует».
Где же тот человек, который полюбил Котика и несколько часов прождал ее на кладбище, где же чуткий и понимающий мастер своего дела. Его больше нет, его поглотила среда, создавшая из порывистого, юного душой Дмитрия Ионыча просто Ионыча, обывателя, который существует, а не живет. Замечу, некий символический смысл есть в фамилии доктора Старцева — она словно заранее говорит нам о том, что с ним будет.
Старик, старец, старый, то есть проживший уже большую часть своей жизни, познавший все и, следовательно, уже ничего не ждущий от этой жизни. Старцев как старик, который устал от каких-то чувств, свойственных молодости, и живет теперь, ничего не желая и ни на что не надеясь. Душа постепенно омертвела, тело осталось. Душу Старцева погубила среда, сделав его обычным, как все.
Старцев и Рагин — продукты общества, оба — доктора, служители народа, которые должны спасать людей, делать их здоровее, сильнее телом и духом, чтобы они смогли изменить среду, их окружающую, общество, их поработившее. Не хотел ли Чехов этим что-то сказать? Думается, не случайно оба героя — доктора.
Они должны были лечить общество, влиять на него, но получилось наоборот: общество активно повлияло на них. Эта мысль, проведенная Чеховым, еще более усиливает основную идею его рассказов «Палата №6″и «Ионыч»: слишком сильно влияние среды на человека. И пока просвещенная масса нашего народа не восстанет против общества и его пагубного влияния на умы и души людей, до тех пор все мы будем рабами, рабами пороков и разврата общественного строя. Эта проблема актуальна и в наши дни.
Как часто сейчас, посмотрев вокруг, с горечью замечаешь лица, одинаково выражающие раздражение и злобу. Как часто встречаем маленького мальчика, курящего первую в своей жизни сигарету , потому что так делают другие — взрослые. И это все среда.
Так сказал Чехов. И пока общество не выздоровеет, мы с горечью и ужасом будем смотреть на наше будущее.
Человек и среда в рассказах А. П. Чехова