• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

 

Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

Как течет и изменяется жизнь, так меняются содержание и герои произведений А. П. Чехова. Постепенно на пути своей творческой эволюции он переходит от написания юмористических рассказов к сатирическим. Не изменяется только одно: глубинность и актуальность его произведений.

Чехов рассматривает и анализирует ту жизнь и те ее недостатки, которые были свойственны не только XIX веку, но и XX, и даже XXI веку. Им затрагиваются таким проблемы, как «футлярная» жизнь, взаимоотношения сословий в обществе, ограниченность человеческого бытия и вечная тема — человек и среда. Она была рассмотрена не только русскими писателями — Гоголем, Лермонтовым, Достоевским, но и зарубежными авторами, ибо это, наверное, главная тема в творчестве писателей-реалистов. Чехов рассматривал проблему «отношений» среды и человека по-своему, одновременно с юмором и сарказмом.

Эта проблема поднимается и рассматривается глубже всего в таких рассказ Чехова, как «Палата № 6» и «Ионыч». Как мы помним, в первом рассказе описывается одна из палат, где жили душевнобольные. «Палата № 6» рассказывает о судьбе не только ее обитателей, но и ее посетителя доктора Рагина. Именно он и находится в центре нашего внимания.

Прожив недолгую жизнь, став врачом, оказавшись в описываемой в рассказе больнице, наш герой сохранил ту пылкость и энтузиазм, который свойственны юности. Он хотел работать: спасать людей, нести в общество только здоровье. И что же получилось? В конце концов ему даже от запаха крови становилось плохо — что же это за врач?!

Скоро ему уже было не интересно, что происходит в больнице. Куда-то исчезли смелые мечты, юношеские порывы. Жизнь опротивела доктору Рагину, вдруг все изменилось, перевернулось с ног на голову.

И вот он уже сам пациент в палате № 6. Что случилось? Как это произошло? Ответим на эти вопросы словами еще одного героя рассказа и пациента палаты №6 Ивана Дмитриевича Громова: «в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием…» Как можно выжить в этом обществе, остаться здоровым не только телом, но и душой? Правильно заметил в романе один из героев, что душевнобольные разгуливают на свободе, а здоровые люди в палатах сидят. Смог ли вынести доктор Рагин тлетворное влияние этого общества?

Да, смог; более того — он к нему приспособился. Под влиянием окружающей среды, грязной и зловонной, убивающей лучшие порывы людей, доктор Рагин превратился в такого же обывателя, как и все жители города. Он стал как все, поддался влиянию среды, мещанское общество победило, поработило, погубило еще одно мечтательно настроенное молодое сердце. Как среда погубила доктора Рагина, так она подчинила себе и Ионыча, доктора Старцева. Только если, попав в палату №б, Рагин понял всю никчемность своего существования и ошибочность своих теорий, увидел, каково общество и среда, в которых он живет, то доктор Старцев преспокойно живет в этом обществе и чувствует себя превосходно.

Появляется доктор Дмитрий Ионыч в Деляже, в девяти верстах от губернского города в должности земского врача. Такой же, как и Рагин, доктор со смелыми мечтами, устремлениями, идеями. И жилось ему, казалось, счастливо и спокойно: совершал прогулки пешком, напевал песенки: «Он шел пешком, не спеша, и все время напевал: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…» Если бы не знакомство с семьей Туркиных… Эта семья сыграла важную роль в «падении» доктора Старцева. Частые встречи с этой семьей, любовь к Котику, казалось бы, сначала «разжигали тлевшие в душе доктора огоньки».

Но тут отказ Екатерины Ивановны на его предложение. И все резко изменилось. С этих пор доктор Старцев будет падать в пучину обывательского существования. Краткие реплики, ситуации, фразы ярче всего показывают оскудение душевного мира Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!» И далее: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, то есть страдал одышкой». Позже: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад».

И это лишь его внешний облик; а его внутренняя сущность, душевная организация? Его не волнуют пациенты, и он частенько кричит на них, покупает дома , и самое главное — с удовольствием считает бумажки . Это теперь составляет всю его жизнь. «Живется ему скучно, никто его не интересует».

Где же тот человек, который полюбил Котика и несколько часов прождал ее на кладбище, где же чуткий и понимающий мастер своего дела. Его больше нет, его поглотила среда, создавшая из порывистого, юного душой Дмитрия Ионыча просто Ионыча, обывателя, который существует, а не живет. Замечу, некий символический смысл есть в фамилии доктора Старцева — она словно заранее говорит нам о том, что с ним будет.

Старик, старец, старый, то есть проживший уже большую часть своей жизни, познавший все и, следовательно, уже ничего не ждущий от этой жизни. Старцев как старик, который устал от каких-то чувств, свойственных молодости, и живет теперь, ничего не желая и ни на что не надеясь. Душа постепенно омертвела, тело осталось. Душу Старцева погубила среда, сделав его обычным, как все.

Старцев и Рагин — продукты общества, оба — доктора, служители народа, которые должны спасать людей, делать их здоровее, сильнее телом и духом, чтобы они смогли изменить среду, их окружающую, общество, их поработившее. Не хотел ли Чехов этим что-то сказать? Думается, не случайно оба героя — доктора.

Они должны были лечить общество, влиять на него, но получилось наоборот: общество активно повлияло на них. Эта мысль, проведенная Чеховым, еще более усиливает основную идею его рассказов «Палата №6″и «Ионыч»: слишком сильно влияние среды на человека. И пока просвещенная масса нашего народа не восстанет против общества и его пагубного влияния на умы и души людей, до тех пор все мы будем рабами, рабами пороков и разврата общественного строя. Эта проблема актуальна и в наши дни.

Как часто сейчас, посмотрев вокруг, с горечью замечаешь лица, одинаково выражающие раздражение и злобу. Как часто встречаем маленького мальчика, курящего первую в своей жизни сигарету , потому что так делают другие — взрослые. И это все среда.

Так сказал Чехов. И пока общество не выздоровеет, мы с горечью и ужасом будем смотреть на наше будущее.



Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

Другие сочинения по теме:

  1. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? Сочинение по литературе для 10 класса На примере рассказа «Ионыч». А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не...
  2. О смысле жизни, назначении человека в рассказах Чехова В повести «Степь» описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: «…во всем, что видишь и слышишь,...
  3. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной...
  4. Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому,...
  5. Роль художественной детали в рассказах Чехова А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра — короткого рассказа, новеллы миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить...
  6. «Герои времени» в рассказах А. П. Чехова Недавно я прочла рассказ Чехова «Ионыч». Чехов страстно бичевал человеческую пошлость в быту и настроениях интеллигенции. Нарисовав множество образов русских...
  7. Обыкновенное изображение обыкновенной жизни в рассказах Чехова Восьмидесятые годы XIX века эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П....
  8. Значение художественных деталей в рассказах А. П. Чехова Л. Н. Толстой говорил, что произведения А. П. Чехова понятны и сродны не только всякому русскому, но и всякому человеку...
  9. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших...
  10. Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в...
  11. Проблема личности в рассказах Антона Чехова Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которое автор...
  12. Тема «футлярности» человека в рассказах Чехова М. Горький писал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ,...
  13. Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. Чехова Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том,...
  14. Краткое содержание рассказа Чехова «Палата №6» В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами...
  15. Тема урока. Окружающая среда животных. Как животные добывают корм Цель: формировать понятие окружающей среды животных, необходимые условия для жизни растениеядных, хищных и всеядных животных; представление о признаках приспособления животных...
  16. Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты...
  17. Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям...
  18. Идея и идейный человек у Чехова (по произведениям Идея и идейный человек у Чехова (по произведениям «Ионыч», «Крыжовник», «Скрипка Ротшильда») Мне доводилось быть свидетелем разговоров о том, что...
  19. Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще...
  20. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось...
« Давыдов — характеристика персонажа
Бывают такие отцы »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения