«Человек, который смеется», художественный анализ романа Виктора Гюго
Один из самых известных романов Виктора Гюго был создан в шестидесятые годы XIX века и издан в апреле 1869-го. В нем французский писатель поднял несколько важных общечеловеческих и социальных вопросов, связанных с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти, существующей между нищим, страдающим народом и наделенной богатством и властью знатью.
Место действия романа — Англия . Время действия — конец XVII — начало XVIII века. Хронотоп романа определяется бродячим характером главных действующих лиц — фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в огромном театре на колесах под названием «Зеленый ящик».
Основная часть произведения проходит в двух пространственно-временных плоскостях: в районе плоскогорья Портленда, на берегу которого 29 января 1690 года был оставлен десятилетний уродливый мальчик и в Лондоне, зимой-весной 1705 года, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнает тайну своего рождения, вечного смеха и смысла жизни.
Все персонажи романа, как главные , так и второстепенные связаны друг с другом через Образ центрального героя — Гуинплена/лорда Фермена Кленчарли, пэра Англии.
«Человек, который смеется», по его же собственному признанию английским лордам, является ужасающим Символом насилия, ежесекундно совершаемого знатью над всем остальным человечеством. «Я — народ… Я — действительность… Я — Человек. Страшный «Человек, который смеется», — говорит о себе Гуинплен. «Смеется над кем?
Над вами. Над собой. Надо всем».
Вечный смех Гуинплена имеет физическую природу. Постоянная ирония Урсуса проистекает из его внутренних моральных установок: знакомый с многочисленными философскими трактатами и реалиями окружающей его жизни, герой только и делает, что ворчит на мир. Он «восхваляет» лордов, описаниями богатств которых наполнен его возок, и «ругает» нищих детей, вздумавших лишить его ужина, детей, которых он примет не на один холодный зимний вечер, а на всю жизнь, став им отцом, учителем и другом до самой смерти.
История жизни Гуинплена — трагическая от начала до конца. Будучи законнорожденным сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишенным титула и отданным в руки компрачикосов — сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.
По всем законам Реалистического жанра, в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман «Человек, который смеется», ребенок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее провидение, под которым Гюго выводит природу , и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребенка сопровождают сплошные опасности — холод , страх , смерть , голод, усталость, человеческое равнодушие.
Гуинплен преодолевает все, приобретая в итоге — дом , семью , славу , деньги , любовь.
Тема любви в романе раскрыта в двух аспектах: романтическом — любовь Гуинплена и Деи и реалистическом — физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой . Образ Джозианы противопоставлен Образу Деи : в отличие от слепой девушки, прекрасной, хрупкой, светлой, герцогиня выглядит величественной в своей красоте, желанной, пышущей телесным здоровьем женщиной. К Гуинплену ее тянет внутренняя извращенность, соседствующая в Джозиане с физической невинностью.
Девушка мечтает отдать свою девственность самому низшему человеку в мире, поднявшись тем самым над презираемым ею высшим светом и покончив с пресыщенностью и скукой.
От морального падения Гуинплена защищает все то же высшее провидение, пятнадцать лет носившее по морю бутылку с запечатанным в нее признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его жизни. Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями — гордостью, тщеславием, похотью, забвением , предательством своих близких .
Получив возможность донести до властьимущих правду о страдающем народе, он не может в полной мере реализовать свой статус пэра из-за физического уродства, заставляющего окружающих смеяться, и некоторого косноязычия, обусловленного отсутствием речевой практики общения с высшими слоями общества.
После дебатов в Палате лордов на сторону Гуинплена становится только его сводный брат — Дэвид, отлично знающий народную среду, в которой он крутится под видом матроса Том-Джим-Джека. При этом, поддерживая выдвинутые фигляром идеи, он, в порыве отстоять свое доброе имя и имя своей семьи, вызывает на дуэль не только молодых лордов, но и недавно обретенного брата.
Пораженный низостью высшего общества Гуинплен бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зеленого ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра — правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого.
Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях — не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремленных в божественный космос.
«Человек, который смеется», художественный анализ романа Виктора Гюго