«Черный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
Впервые увидевшая свет 19 августа 1843 года на страницах еженедельника «The Saturday Evening Post» новелла «Черный кот» сочетает в себе черты жанра хорор и мистики. Реалистичные события и череда таинственных, пугающих совпадений позволяют отнести это произведение к более узкому жанровому кругу «психологического триллера». Идущий от первого лица рассказ усиливает психологическую составляющую новеллы.
Проблема деградации личности, вызванная алкогольной зависимостью, указывает на реальные истоки большинства ужасов «Черного кота».
Ужасное в новелле имеет три плана реализации:
Ужасные реалистичные события, производимые главным героем произведения под действием винных паров: лишение черного кота по имени Плутон глаза, повешение животного на суку, убийство жены, сокрытие трупа в подвальной стене. Надуманные ужасные события, возникающие внутри сознания главного героя, мучаемого угрызениями совести и, одновременно, поглощенного злобными чувствами: пожар в доме в ночь после убийства кота и последующее разорение семейства, обнаружение на пепелище внутренней перегородки с барельефом, изображающим огромного кота с веревкой на шее, навязчивые мысли о коте, появление в жизни героя нового кота — без глаза и с огромным грязно-белым пятном на груди, ощущение преследования со стороны животного, превращение пятна на груди кота в отчетливый образ виселицы, замурование животного вместе с трупом жены. Ужасные последствия распада личности, осознающей себя человеком, сотворенным по образу и подобию Всевышнего, но совершающим над собой величайшее в мире насилие — искоренение всех добрых чувств и, преимущественно, любви.
Главный герой произведения убивает, по его признанию, из духа противоречия и совершает преступление против тех, кого больше всего любит: самого любимого домашнего животного — черного кота Плутона и… жены.
Совершаемые главным героям преступления пугают своей обыденностью. Они описываются просто и безыскусно. Более ярко автор передает внутренние переживания персонажа, у которого в момент расправы над котом текут слезы и «сердце разрывается от раскаянья». Впрочем, последнее быстро искореняется огромным количеством алкоголя, поглощаемого героем в бесконечных притонах.
Утопив чувство вины в вине, убийца кота начинает интуитивно ощущать, что должен быть наказан, а так как наказать его может только он сам , то это и начинает происходить: в начале в его мыслях, которые заставляют месяц за месяцем искать во всех окрестных кабаках кота, похожего на Плутона, а затем в жизни, когда найденный кот становится неотъемлемым и реальным воплощением совершенного преступления.
Художественный образ кота несет в себе как реалистичные, так и мистические черты. Собственно котов в произведении два: первый — убитый главным героем черный кот Плутон, второй — похожий на него безымянный двойник. Первое животное воспринимается персонажем в положительном ключе, второе — становится живым воплощением убитого кота.
Главный герой не говорит об этом, но все в повествовании подталкивает читателя к мысли о возвращении Плутона с того света: кличка, данная в честь римского бога Подземного царства и смерти; замечание жены героя в начала новеллы о том, что народная примета связывает черных котов с оборотнями; отсутствие глаза у нового животного; грязно-белое пятно на шее, напоминающее собой то ли веревку, то ли виселицу. Второй кот, судя по доброму обращению с ним жены главного героя, является самым обычным животным. Исчадием ада его видит повествователь.
Самое ужасное по своей сути преступление — убийство жены — герой совершает пусть и в порыве ярости, но довольно хладнокровно. Сразу же после этого он принимает решение спрятать труп в подвальную стену, как это делали средневековые монахи со своими жертвами. В ночь после убийства герой спит крепким и спокойным сном: его не мучает ни исчезнувший кот, ни совершенное преступление.
Более того, сокрытие произошедшего и полная безнаказанность в буквальном смысле слова развязывают ему руки, стучащие тростью по кладке и выдавшие преступление отчаянным воплем замурованного заживо кота.
«Черный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По