Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко
Роман «Маруся Чурай» Лины Костенко — яркое явление современной украинской литературы. Положив в его основу балладу «Ой не ходи, Григорий» и связанную с ней легенду о сочинительнице песен Марусе Чураевне, Лина Костенко, однако, не ограничилась показом только личной жизни своей героини, а искусно вплела ее в бурные социально-политические события украинской истории периода Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Поэтому, вполне естественно, что всеобъемлющий образ, который подчиняет себе другие, отблеск которого пронизывает каждую строку произведения и фразу любого персонажа, — это историческая Украина, которая поднялась на священную войну за свои права, государственность и независимость.
Основные события романа происходят в Полтаве — славном полковом городе. Городское казачество, представленное в произведении, запорожцы, действующие вместе с ним, — ярые патриоты, они защищают свою землю от вражеских нашествий, считая честью умереть славной казацкой смертью, т. е. в битве.
У них много общих черт: отчаянная храбрость, преданность казацкой присяге, духовное благородство, верность побратимству, но каждый из них — это яркая индивидуализированная фигура. Вот седовласый полковник Пушкарь, отец полтавского казачества — еще не старый. И славу имел, и силу.
О нем потом думу сочинят. Закаленный в боях и походах, он сохранил рассудительность ума и душевную гуманность. Когда судьи на упорное молчание Маруси решили подвергнуть ее пыткам, его слово было решающим: » Закон есть суть, твердая его основа.
Для того он и велен судам Но это как хотите, господа, а на пытки согласия я не дам!».
Иван Искра — полковой обозный, сын Остряницы Якова, казацкого гетмана, привыкший к испытаниям и сражениям. Как только заиграли снова трубы в поход, пахнуло громом среди Тясьмин-реки, Иван сразу откликается на зов гетмана, он в первых рядах, под хоругвями. Для него долг — прежде всего и святое. Прощаясь с Марусей, он говорит:
«И снова земля кипит в борьбе. И снова я принадлежу не себе».
Этот грозный воин, всей душой любя Марусю, понимает отношение девушки к Григорию Бобренко. Его культура, душевное благородство высказывают себя в каждом движении его души, в каждом поступке. Маруся для Искры — не просто девушка, которая ошиблась, Маруся для него символ Украины, ее песня, ее поэтическое существо. На суде взволнованно и решающе звучит его слово: » Я прошу, люди, выслушать меня. Много слов страшных здесь наговорено.
Никто не говорил о главном… Я, может, сумасшедшим здесь кажусь. Мы с вами люди разных ценностей. Эта девушка не просто так, Маруся. Это — голос наш.
Это песня. Это — душа! Когда в поход выходили — ее песнями плакала Полтава.
Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни».
Другую черту казачества оттеняет ЛеськоЧеркес — справедливая, отчаянная душа, он с презрением относится к судейским: «Вы, канцелюги, в чернилах пальцы, бумажное отродье… в походах не бывавшие». Горячий и решительный, он саблей рубит судейский стол. Носителем справедливости, большим государственным мужем, разум которого уравновешивает все народные проблемы, страдания и борения, проходит в произведении великий гетман Богдан Хмельницкий.
По его приказу поднимается Украина: «Богдан поднял казачество за свободу, Универсал прислал в полки».
Именно воля и мудрость гетмана решили судьбу Маруси Чурай. Глубокомысленными являются слова его универсала, который он направил в суд Полтавы. «Чурай Маруся виновата в одном: совершила преступление в отчаянии страшном. Совершив зло, она не является преступницей, так как только измена есть тому причина, ее песни — как жемчужины многоценные, как сокровище среди земных сует». Воплощением поэтического духа Украины стал Маруси Чурай — образ, окутанный трагедией любви, максимализмом пережитых чувств, высоким страданием тонкой, талантливой души.
Григорий Бобренко, ее возлюбленный, выпил напиток, который она приготовила себе. И уже ни суд, ни споры на нем , ни палач, ни смерть не могут нарушить ее страшного молчания. Она вся оцепенела, внутренне, мысленно уже перейдя границу жизни, хочет решить последнюю проблему для себя: ведь дело не в том — женился, не женился, пришел, ушел, забыл или не забыл.
А в том дело, когда это он изменился? Или он такой всегда был?
Глубоко раскрыты переживания Маруси, которая должна быть наказана «на горле», на виселице, в третьем разделе «Исповедь». Освобожденная Маруся идет на богомолье в киевскую Лавру. Путешествие по разоренной Украине, которая страдает в непосильном народном горе, раскрывают глаза девушке на истинные ценности жизни, духовно возрождают ее.
Так легенда о личной трагедии сочинительницы песен осмыслена поэтессой по-новому, в слиянии с судьбой всего народа, страны. Это поднимает ее образ до высот: «Победы наши, муки и руины бессмертные будут в ее словах. Она была как голос Украины, который клокотал в наших знаменах!»
Черты национального характера героев романа «Маруся Чурай» Лины Костенко