Черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова
Многие черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова сходны. Это, видимо, чувствовал и сам Лермонтов; он даже преднамеренно, формально связал свое стихотворение с пушкинским, дав ему сходное название — «Мой Демон». Но Лермонтов одновременно уже в заглавии подчеркивает и самобытность образа. Слово «мой» как бы обращает внимание читателя на близость образа поэту, на то, что в нем есть свои новые, отличительные черты.
Рисуя Демона мрачным, злобным, Лермонтов одновременно говорит:
Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубрав.
Как характерны эти строчки для Лермонтова! В них сказалась его самобытность, его оригинальный творческий облик. Подобной черты в образе Демона не было и у Пушкина.
Надо полагать, что Лермонтову было хорошо известно и другое пушкинское произведение, написанное на ту же тему. Мы имеем в виду стихотворение «Ангел», опубликованное в «Северных цветах» за 1828 год. Основная концепция А. С. Пушкина при характеристике образа Демона выражена в следующих строках:
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал…
В позднейших редакциях поэмы Лермонтова характеристика Демона как «духа отрицания, духа сомнения» найдет свою глубокую и всестороннюю разработку. В первом варианте Демон, руководимый чувством ненависти к богу, губит «смертную», которую любит ангел. Ведущим чувством, определяющим поведение Демона, является его враждебное отношение к богу, а следовательно, и к ангелу, как посланцу бога.
Во втором варианте на первый план выдвигается личная любовь Демона к монахине. О любви ангела к этой же «смертной» речи нет. Таким образом, по этому плану характер Демона должен был приобрести совсем иное качество. Ведь еще в стихотворении «Мой Демон» Лермонтов говорил о своем герое:
Он презрел чистую любовь…
Теперь, наряду с чувством ненависти, Демон мог испытывать и чувство любви.
Таковы были планы Лермонтова в 1829 году. Они говорят о колебаниях, творческих поисках поэта.
Во-первых, образ героя задуманной поэмы в сознании Лермонтова оформился не сразу. Поэт еще не принял решения, какие стороны характера героя должны быть рельефными, значительными, а какие второстепенными. Лермонтов настойчиво искал художественную форму, в которой можно было бы глубже передать те чувства и устремления, которые волновали его. Эти творческие искания — наглядное свидетельство самобытности поэта.
Во-вторых, Первоначальная неясность облика героя поэмы влекла за собою неясность и в развитии сюжета. Вот почему Лермонтов делает наброски двух планов поэмы. Эти планы весьма различны. Они отличаются друг от друга настолько, насколько отличны характеристики героя. Но пока в представлении автора облик героя не получил своих ведущих черт, окончательный сюжет поэмы не мог быть выбран.
Таков первый этап творческой работы Лермонтова над поэмой «Демон». Однако, видимо, сравнительно недолго продолжались колебания поэта в выборе сюжета поэмы. Уже в той же третьей тетради, тотчас за первыми набросками, есть небольшой отрывок, который начинается стихами:
В полночь между высоких скал,
Однажды над волнами моря,
Один, без радости, без горя,
Беглец эдема пролетал…
Романтический колорит, которым творческая фантазия поэта покрыла образ героя, отнюдь не мешает распознать его подлинную сущность. Страдания личности от несправедливости, жажда счастья и поиски его — вот основная тема первых набросков поэмы «Демон».
Но сила лермонтовской поэзии заключается не только в том, что автор лишь фиксировал отрицательные явления жизни. Он задумывался и над путями, которые могли привести к избавлению от страданий. Так, рядом с темой обличительного характера, в творчестве Лермонтова начинают звучать мотивы протеста, мятежного порыва. Позднее в ряде произведений они вырастут до активного призыва к борьбе за человеческое счастье. Эти основные идейные устремления, только намеченные в первых набросках, в последующие годы будут глубоко разработаны в поэме «Демон».
Подводя итоги, отметим следующее. Творчество юного поэта развивалось в неразрывной связи с общественно-политическими и литературными явлениями его времени. Лермонтов как чуткий художник стремился запечатлеть в своих произведениях не только личные чувства, но чувства и стремления своих современников. Образ Демона у Лермонтова появился в результате насущной потребности средствами поэзии рассказать об этих переживаниях и устремлениях своих современников.
Черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова