Чичиков в гостях у Коробочки
Урок-исследование. Опыт медленного чтения
«Чем более я обдумывал мое сочинение, — писал Гоголь по поводу «Мертвых душ», — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».
Зачем автор рассказал о Коробочке? В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка — единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова.
Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».
Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею «мертвых душ»?
Однажды попалось на глаза сочинение, в котором ученик по-своему увидел героиню Гоголя. Выпускник написал, что если пришлось бы ему, как Чичикову, колесить по Руси, то в гости хотел бы он попасть не к приторному мечтателю Манилову, не к «историческому человеку» Ноздреву, не к неуклюжему мизантропу Собакевичу, не к Плюшкину, а к доброй и хлебосольной Коробочке, которая умеет встретить гостя так, как будто это ее долгожданный родственник. «Гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов», — отмечал Гоголь в «Мертвых душах».
Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки . Усадьба, Дом, застолье многое расскажут о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах.
На доске вопросы, работа над которыми и определит логику урока:
Как Чичиков попал в гости к Коробочке? Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ? Что мы узнали о Коробочке из ее диалога с Чичиковым? Почему Чичиков вышел из себя? Что нового можете сказать о Чичикове по этой главе?
Гоголь рисует портрет Коробочки дважды. В чем разница? Дайте оценку предметно-бытовой детали.
Расскажите, что вы узнали о хозяйстве помещицы Коробочки и о ней самой.
Если вопросы 1-4 основаны на знании текста, то 5-й, 6-й вопросы предполагают исследования, связанные с толкованием непонятных слов и деталей главы.
Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки?
Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.
Класс получает задание исследовать текст главы и сделать вывод:
Комната Коробочки и два ее портрета. Хозяйство Коробочки . Деревня Коробочки.
Предметом исследования может стать и речь персонажа и так далее.
Комната Коробочки и два ее портрета
«…Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» .
«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».
В ы в о д. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.
Хозяйство Коробочки
«…Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа… свинья с семейством очутилась тут же… тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из был чепец самой хозяйки».
В ы в о д. Сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле — самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.
Деревня Коробочки
«За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились…» Чичиков заметил где «запасную почти новую телегу, а где и две».
В ы в о д. Описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.
Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».
В чем же дело?
Каков тон разговора Чичикова с Коробочкой и почему?
Сделка наконец совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».
Сколько раз пробегала глазами эти строки, и казалось все понятным в этом вкусном ряду. Но не тут-то было! Кому из современных школьников понятны слова «скородумки, лепешки с припеком, пряглы, сняточки»? В чем разница между ватрушками и шанишками? Толкования этих слов нет ни в словаре С. И. Ожегова, ни в других толковых словарях.
А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы. Если обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной Коробочки.
Оказывается, скородумки — вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная, или глазунья. Шаньга — ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В. В. Похлебкин в своем «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги — это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее.
С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.
Похлебкин продолжает: «…шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем — они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». Что, потекли слюнки? А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные «пряглы».
И этого слова нет даже у Даля. Как же так? Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» — жарить в масле, и в этом же словарном гнезде находится слово «прягла» — оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти — изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б еще».
Внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «…перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле». Лепешка — утолщенный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины .
Какова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: «…существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт и быстро припекается к блину на разогретой сковородке».
Чудесная книга «О жизни, быте и нравах русского народа» Н. И. Костомарова и И. Е. Забелина сообщает: «…русские пироги имели продолговатую форму и различную величину, большие назывались пирогами, малые — пирожками. На масленице пекли пряженые пироги с творогом и яйцами… в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками…» Значит, сняточки — это рыба? У Даля сняток — рыбка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже сушеная.
Загадочный вандыш — это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки — снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И В. Похлебкин, и Н. Костомаров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу — сущик — отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленным луком, гречневой или рисовой кашей и поджарить на подсолнечном масле.
Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».
Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «…съел с небольшим половину». Почему «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, раскатывают и тотчас же разделывают на пироги.
Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувших в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку…
— У вас, матушка, блинцы очень вкусные, — сказал Чичиков, принимаясь за принесенные горячие».
Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Мы же, подводя итоги урока, не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечая ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.
Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная — мимо их!»
Как вы понимаете эти слова Гоголя?
Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть?
Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения прочитайте повесть Гоголя «Старосветские помещики» и сравните Коробочку и героев повести .
Чичиков в гостях у Коробочки