Читаем «Каштанку» А. П. Чехова
У опытных учителей литературы есть немало способов привлечь ребенка к книге. Предложу сегодня путь, который принят в другой Профессии, в смежном культурном пространстве: на занятиях сценической речью. «Сценическая речь» — предмет, который преподается не только в творческих вузах, но и во многих детских театральных студиях. Поэтому методики, о которых я буду говорить, давно обкатаны в детских аудиториях.
Трудно понять, почему они не преподаются в педвузах будущим словесникам и редко используются учителями на уроках литературы. Может быть, мы, педагоги, не слишком любим пробираться по неизведанным тропам? Привыкаем к определенной методике преподавания годами и десятилетиями — и нам кажется, что иного не дано?
А что если попробовать шагнуть в сторону — по направлению методики театральной?..
В идеале педагог, овладевающий театральными методами работы, должен научиться «задавать правила игры» и отходить в сторону, изредка направляя и поддерживая процесс. Посмотрим, как это сделать на примере чеховской «Каштанки». Мы будем рассматривать его в проектном плане, как будто собираемся создавать групповую чтецкую работу. Сколько уроков уйдет на это, зависит от мобильности класса и учителя.
Поэтому оставим в стороне важные вопросы об учебном плане и интеграции часов общего и дополнительного образования. Попробуем разобраться в самом принципе.
Наша работа будет состоять из девяти шагов.
Знакомство с автором Сюжетно-тематическая канва текста Атмосфера действия Образы героев Речевые характеристики Эмоции, чувства, переживания Вопросы на понимание Выбор фигуры рассказчика Публичное чтение
Первое, с чего начинают и в театре, и на уроке — это Знакомство с автором. Автор — наш главный собеседник! И если мы «с холодным носом» станем рассказывать о нем факты, не интересные ни детям, ни нам, — провал обеспечен. Если станем говорить что-то важное, но не имеющее прямого отношения к проекту и не самое актуальное для младшего подросткового возраста, с которым работаем, — тоже может оказаться не слишком увлекательно. Всему свое место и время.
И если мы говорим сегодня о «Каштанке» А. Чехова, то интересно было бы рассказать о страсти Антона Павловича к собакам, показать фотографии, где автор окружен своими любимцами. Педагог может поискать живые и нехрестоматийные высказывания Чехова о животных, высказывания близких ему людей. Не стоит бояться жанра мемуарной байки, исторического анекдота, шутки, откровенно горьких и трагедийных цитат. Тут крайности хороши, а середина — нет. Наша задача — разогреть интерес, воображение, мысль.
Было бы неплохо «зацепить» подростков дискуссионной темой и спровоцировать их самих на поиск биографических «интересностей» об авторе. Важно уйти от учительского монолога, отказаться от авторитарной позиции всезнайства — надо организовать жаркий диалог и увлекательную игру. Теперь, когда автор стал близким для нас, живым собеседником, можно приступать к работе с текстом.
Я более чем уверена, что добрая половина класса не прочитает к уроку рассказ. А вы? Думаю, поставленная двойка не заставит ученика прочитать текст, а уж тем более понять и почувствовать его. Мы полагаем, что Дети не готовы к уроку, и это требует нашей педагогической реакции. Но что значит быть готовыми?
И готовы ли к уроку мы сами? Наша готовность — это ведь и разумное прогнозирование. Мы должны быть методически готовы к ситуации «непрочтенного текста».
Таковы реалии сегодняшнего дня. Итак, мы понимаем, что есть те, кто добросовестно читал, и те, кто этого не сделал. А теперь зададим себе вопрос: сильно ли отличается готовность одних от неготовности других? Увидели ли те, кто читал рассказ, картины, волновавшие автора?
Прошли ли они вместе с Каштанкой или другими героями их непростой путь? Возникли ли у детей сильные чувства, побудившие к размышлению? Думаю, ученики, о которых на каждый из поставленных вопросов можно с уверенностью ответить «да», — великая редкость.
Так что мы с вами по-своему счастливые люди: перед нами волшебный лист. Он кажется белым, но в результате нашего совместного с учениками колдовства на нем будет проявляться прекрасная картина. Главный показатель готовности к уроку как нас, так и наших учеников — готовность к совместному поиску.
Остальное — технические подробности.
Теперь предлагаю шаг второй: Работа с главами. В рассказе «Каштанка» их семь. Мы распечатываем рассказ и разрезаем текст на эти семь кусков.
Далее делим класс на семь групп и даем каждой по главке, не подписывая авторского названия главы.
О чем история. Задание следующее: прочитать, определить главную тему отрывка или главное происшествие, о котором тут рассказывается. Нужно назвать эту тему или происшествие в одном предложении.
Первая глава, как мы помним, начинается тем, что «Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?»; а заканчивается эта глава тем, что «За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и все. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»»
Может быть тема: «Как и при каких обстоятельствах потерялась Каштанка?». Возможны и другие варианты. Дети могут обратить внимание на взаимоотношения Каштанки с хозяином, на характер ее прежней жизни. Или на что-то еще для них содержательно наиболее значимое. Каждая группа , рассказывает о том, почему пришли к той или иной формулировке.
Если в группе возникло несколько вариантов обозначения темы, пусть каждая из них окажется записанной на доске.
Потом мы собираем розданные тексты и просим класс, оставаясь в тех же группах, выстроить Порядок действия, опираясь на рассказы товарищей. Проще всего выписать названия эпизодов в столбик, расположив их в предполагаемом порядке. Просим одного человека от каждой группы прокомментировать избранный порядок. Если порядок у нескольких или всех групп общий — не повторяемся.
Когда работа окончена, мы вывешиваем на доске плакат с авторскими названиями глав и сравниваем порядок, одновременно бегло обсуждая созвучия и диссонансы в наших формулировках тем и авторских образных названиях глав.
Атмосфера действия. Теперь мы вновь раздаем тексты нашим группам, но таким образом, чтобы у каждой группы оказалась не читанная ранее глава. Ребята вновь читают текст, но задание новое. Мы попросим их описать атмосферу, в которой происходят события.
Можно использовать цитаты из текста или свои собственные слова. Главное требование — фраза должна содержать яркий и внятный зрительный образ. Чтобы раскрыть видение ребят, во время устных ответов задавайте уточняющие вопросы.
Что, к примеру, может быть выделено во второй главе? «Мягкий пушистый снег», холодно, быстро надвигается ночь, горят фонари, «большая светлая комната» нового знакомого, вкусные кусочки со стола, «опьянела от еды», «приятная истома» и т. д. Но, может быть, доминантными окажутся картины прошлого: «уютное местечко под верстаком», где «всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками», ласковое обращение незнакомца и жестокие игры Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах». И может быть, две атмосферы заспорят.
Образы героев. Далее ребятам нужно будет познакомиться поближе с персонажами. Для этого мы еще раз поменяем тексты. И путь к знакомству проложим через воссоздание образа каждого героя: каким он нам видится?
Как он выглядит? Какого размера? Какого цвета у него глаза, кожа, шерсть, перышки? Как от него пахнет?
Во что он одет? Как двигается? Его любимые жесты, уголки в пространстве?
Что написал об этом автор, а что достраивает наше воображение? Важно избегать оценок-ярлычков «плохой-хороший» и уточнять детали.
Например, в третьей главе мы знакомимся с котом. Нам представляется, что он толстый, важный, чистый, пушистый, вредный и хитрый. Лежит на своем матрасике, как король на троне.
Можно подумать, что он неповоротливый лентяй, но на самом деле его движения ловки и молниеносны. Проверим, что говорится в рассказе.
«…На матрасике лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и… зашипел». Но когда вошел хозяин, он «покорно лег на свой матрасик и закрыл глаза. Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку».
После происшествия он «неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит». Может быть, мы были не совсем точны, и кот — не король, а царедворец? Лукавый философ?
Рассказ можно сопровождать показом. Можно продемонстрировать тембр голоса героя, показать, с какими звуками он у нас ассоциируется. Героев можно рисовать и комментировать рисунки. Разные способы описания можно комбинировать.
В разных отрывках нам встретятся разные герои. И на каждого из них нам надо потратить хоть немного времени. Но наш главный герой — Каштанка. У каждой группы ее описание будет несколько разное.
И это очень хорошо: «разной» Каштанке надо уделить особое внимание.
Речевая характеристика. После того как ребята рассказали о героях, нужно вновь поменять тексты в группах. На новом этапе работы мы переходим к речевым характеристикам. Нужно выписать из текста наиболее часто проскакивающие у того или иного персонажа звуки и слова.
Посмотреть, есть ли у него «любимые» знаки препинания. Как он говорит: длинно или коротко ? Спрашивает, рассказывает, размышляет, восклицает ?
Читаем четвертую главу. Тут много реплик хозяина.
— Иван Иваныч, пожалуйте! — Ну-с, начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! — Так, молодец…
Теперь умри! — Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаешь в нем воров.
Как бы ты поступил в данном случае? — Тетка, на место! Молчать! — Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну! — Федор Тимофеич, пожалуйте! — Ну-с, начнем с египетской пирамиды… — Раз… два… три!
Мы видим, что хозяин чаще всего отдает команды, и поэтому в конце его фраз чаще всего восклицательный знак. Но эти команды не грубые, он уважительно обращается к своим актерам и поддерживает их, всех называет по имени-отчеству. Он увлечен работой, объясняет ее смысл и держит высокий темп речи — не болтает за делом лишнего.
Даже если у персонажа нет текста, мы все равно придумываем, а как бы он мог говорить. Например, гусь Иван Иванович: если бы говорил, то как? Тут нужно попробовать предположить, набросать разные варианты: почему Чехов дал гусю именно такое имя? Какая речь может быть именно у Ивана Ивановича: плавная или прерывистая, голос мягкий или резкий, а может быть, у него есть какой-то акцент, диалектные особенности и т. д. А потом нужно выбрать в тексте фразу , самую характерную для каждого героя, и попробовать произнести ее, максимально встроившись в нарисованный образ.
Аплодисменты — хорошая награда за удачную работу. Если детям хочется аплодировать — это лучшая энергетическая подпитка участникам работы.
Эмоции, чувства, переживания. И снова группы меняются текстами. Теперь в каждом отрывке мы просим их найти те моменты, когда читающие испытывают наиболее острые эмоции, когда им становится грустно, тоскливо или, наоборот, смешно, когда что-то возмущает или изумляет. Группы читают по одному наиболее яркому для них фрагменту из двух-четырех предложений.
Рассказывают о своих чувствах и объясняют, почему испытали именно их.
Предположим, что перед нами пятая глава. Мне, например, смешно то, что «иной раз хозяин поднимал вверх голову и произносил длинные монологи». Мне смешно, потому что я живо себе это представляю: человек говорит непонятно что, но очень много.
Я знаю таких людей и с образом героя немножко смешиваю своих знакомых.
А вот другое: «Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить… Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила…
А засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком». Например, кто-то скажет, что, читая этот кусок, испытывает грусть. Кто-то скажет — тоску.
Кто-то — ощущение тепла, нежность. А кто-то — что неловкость, неприятие, отторжение. И так бывает.
Важно обсудить, почему и откуда возникает у нас каждое из этих чувств, понять, что все они, такие разные, могут сочетаться.
Непонятности текста. Мы еще раз обменялись текстами. Не все в написанном более ста лет назад понятно сегодняшнему читателю. В каждом отрывке мы ищем не слишком знакомые, новые, непонятные слова, выражения, речевые обороты, выписываем их, а потом всем классом пытаемся разобраться в значениях и смысловых оттенках. Непонятными нам могут показаться и какие-то правила жизни, и отдельные действия героев.
Обсудим и это.
Например, мы читаем 6-ю главу. Что такое «лохань»? Почему раньше утра нельзя выходить из комнатки? Или что значит «оскалит рот», почему автор применительно к собаке пишет не морду, а рот, как у человека?
Почему хозяин ночью вошел в комнату «со свечой»? Отчего для Каштанки «страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить»?
Может быть, нам эти вопросы покажутся странными, но кого-то это действительно волнует. Нередко бывает так, что дети боятся или не умеют задавать вопросы. Им страшно показаться «глупыми», «наивными».
В этом случае педагогу нужно помочь им, проявив самому максимальную «глупость» и «наивность». У учителя в копилке должно лежать несколько провокационных вопросов типа: «Я вот совершенно не понимаю, почему у Чехова в такую тревожную ночь недавние враги собака Каштанка и кот Федор Тимофеевич стали облизывать друг друга? Насколько я знаю, когда животные боятся, они, наоборот, огрызаются и даже дерутся!» Честно отвечая на «глупые» вопросы, мы глубже проникаем в текст, учимся его чувствовать и анализировать.
Вот и закончен подготовительный этап. Теперь можно переходить непосредственно к работе над чтецким отрывком. Начинаем с Выбора рассказчика. Сейчас каждому из детей необходимо понять, кто из персонажей ему более всего близок, понятен, и решить для себя вопрос: «От чьего лица я бы прочитал вновь доставшийся мне кусочек текста?»
Предположим, перед нами 7-я, заключительная глава «Неудачный дебют». Кто участвует в этой истории? Каштанка, Федор Тимофеевич, хозяин, Федюшка. Для каждого из них одни и те же события выглядят по-разному. Возможно, Федора Тимофеевича они не очень сильно волнуют?
Но кто-то увидит поворот событий, важный и для него. Очень хорошо! Для хозяина, Каштанки и Федюшки события этой главы сверхзначимые, но совершенно разные.
Важно разглядеть, как воспринимают их эти герои. И каждому ученику выбрать самого близкого себе.
Кто-то выберет Федюшку. Для него цирк — чудо! Он, мальчик из бедной семьи, не часто видит такие праздники. Но главное чудо — его Каштанка нашлась!
Она — актриса! А может быть, самое главное — это огромное изумление: вечному празднику и довольству Каштанка предпочла его — нищего и не самого доброго на свете мальчика, который нередко обижал ее?
Для кого-то интереснее всего будет хозяин. Он так долго готовил Каштанку. Недавно потерял любимого актера — гуся Ивана Ивановича. Для него уход Каштанки — настоящая катастрофа. И самое интересное: как от его лица прочитать конец главы?
Как хозяин отнесся к «предательству» актрисы? Затаил глубокую обиду? Понял ли ее?
Был ли за нее рад? Тревожился за ее судьбу в доме пьяненького столяра?
А кто-то выберет Каштанку. И ему будет труднее всего выделить самое главное в отношении героини к событиям. Успехов такому храброму безумцу!
Никто из младших подростков не способен прочитать от лица героя целую главу. Поэтому, выбрав позицию, важно выбрать и крошечные кусочки, которые будем читать. Пусть из каждой главы это будет один — самый яркий для всех: главное событие!
Если мы выбираем из заключительной главы, может быть, это будет вот такой отрывок:
«Кто-то на галерее свистнул, и два голоса, один — детский, другой — мужской, громко позвали: — Каштанка! Каштанка! Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое — пухлое, краснощекое и испуганное, ударили ее по глазам, как раньше ударил яркий свет…
Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам. Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: — Каштанка! Каштанка!
Тетка прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус, нужно было перескочить высокую стену; Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла назад по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и наконец попала на галерку…»
Все в классе не успеют прочитать свой вариант. Что же делать? Можно предложить детям почитать друг другу в малых группах и выбрать от каждой того, чье чтение покажется остальным наиболее точно передающим отношение выбранного героя. Тогда для всего класса прозвучит вслух семь коротких отрывков.
И слушающие должны будут угадать, от чьего лица сейчас ведется повествование.
Завершение проекта. Мы прочитали весь рассказ. Семь фрагментов.
Семь заданий. Нужно ли теперь, вспомнив все пережитое и переговоренное, обсудить, что хотел сказать А. П. Чехов, какими размышлениями поделиться, к каким открытиям подвести? Здесь стоит смотреть по ситуации. Возможно, лучше оставить что-то на самостоятельное домысливание.
Но вполне вероятно, что некоторые моменты будет необходимо проговорить повторно.
На этом чтении в классе можно остановиться. Если оно было удачным и ребята захотят продолжения, то можно сделать небольшую литературную композицию из отрывков и показать ее родителям или другим ученикам.
Ирина Сергеевна Есина, Педагог кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог по сценической речи московской школы № 123.
Читаем «Каштанку» А. П. Чехова