• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Молодежные субкультуры : плюсы и минусы

 

Молодежные субкультуры : плюсы и минусы

1.1 Молодежь как социально-психологическая группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»/ Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — это социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально — психологические особенности имеют социально — историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу

Общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению.

Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодежного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность.

Молодежное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением Профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.

Он может быть ответственным и серьезным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Молодость — пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряженный с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения.

Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей — вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.

1.2 Молодежная субкультура

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей .

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя».

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации.

И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры — это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических и досуговых потребностей.

Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию , в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» и видеотриллеров типа Рэмбо . Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации , способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера , а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

2.1. Типы и виды неформальных молодежных группировок

Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации ; среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы — это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп — соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей.

Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения



Молодежные субкультуры : плюсы и минусы

Другие сочинения по теме:

  1. Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры Подростковый возраст — один из самых сложных и противоречивых периодов в человеческой жизни. Взрослеющему человеку хочется быть «не как все»,...
  2. Субкультуры Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных...
  3. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд психолога Не вдаваясь в качественную сторону составления тестов и не рассуждая о том, насколько технически и экономически оправдано внедрение ЕГЭ, хотелось...
  4. Помогите,. Нужно сочинение на английском: плюсы и минусы компьютера ВОТ ТЕБЕ СОЧИНЕНИЕ КОПИРУЕШЬ ЗАХОДИШЬ В ПЕРЕВОДЧИК ГУГЛ И ВСТАВЛЯЕШЬ ТУДА И ОН ТЕБЕ ПЕРЕВОДИТ НА АНГЛИЙСКИЙ. В жизнь человека...
  5. Cочинение Компьютер — плюсы и минусы — друг или враг Сочинение Компьютер мой друг В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал...
  6. Плюсы и минусы интерактивного общения — Pros and cons of interactive communication There are many different kinds of communication, such as Skype, text messaging, instant messaging, mobile phone and many others. Let’s...
  7. Обучение здоровому образу жизни — основа профилактики ВИЧ-инфекции По оценкам экспертов, состояние здоровья подростков и молодежи на Украине составляет угрозу национальной безопасности. Современная молодежь страдает от таких связанным...
  8. Конспект урока по химии «Отклоняющееся поведение и вещества, его вызывающие» Конспект урока по химии «Отклоняющееся поведение и вещества, его вызывающие» Цели: 1.Образовательная : раскрыть сущность таких явлений, как отклоняющееся поведение...
  9. Немецкая молодежь сегодня Это нелегко — охарактеризовать современную немецкую молодежь. Молодые люди такие разные. Большинство активные, уверенные в себе, творческие и просвещенные люди....
  10. Будущее страны в наших руках Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить Ф. И. Тютчев...
  11. Хороводы и веселые игрушки «улицы» Последние десятилетия XX века внесли изменения в жизнь молодежи. «Улица», описанная, автором в тексте, осталась в воспоминаниях наших бабушек. Если...
  12. Школьный Евроклуб » All right » ! Евроклуб — это форма организации общественно-активной молодежи. В Украине создана сеть школьных Евроклубов и студенческих Евростудий. Мы как Евроклуб получаем...
  13. Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К Пущину» В части стихотворения, которую вы прочли, автор четыре раза говорит о себе. Найдите эти синонимы. Пустынник, пришелец, добрый певец, гость...
  14. Проект взаимодействия с родителями в детском саду Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений» Автор: Белобаева Елена Валерьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №47»...
  15. Детское телевидение как средство формирования личности Детское телевидение как средство формирования личности школьникаЭта статья рассказывает о роли российского телевещания в социализации детей школьного возраста. На основе...
  16. Должна ли молодежь принимать участие в общественных событиях? Так сложилось исторически, что на протяжении последних лет или даже последнего десятилетия, в нашей стране постоянно происходят какие-то изменения и...
  17. «Личностью не родятся, личностью становятся» Леонтьев В современном мире процессы глобализации оказывают огромное влияние на каждого человека. Но из глобализации вытекает другой, не менее важный...
  18. Кто такие «дети» в романе Тургенева «Отцы и дети»? Из тех «детей», которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер...
  19. Характеристика художественного мира «Тихого Дона» М. А. Шолохова сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература осмысление «судьбы человека» в ее прямой связи с тяжелыми историческими испытаниями и ее оценка через призму «общечеловеческих» норм, возвышающихся над...
  20. Сочинение описание «Портрет современника» Школьное сочинение описание на свободную тему — МОЛОДЕЖЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ. На протяжении многих столетий страну населяли представители разных народов. Они...
« ВЧИМОСЬ УНИКАТИ КОНФЛІКТІВ
Василий Шукшин биография »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения