Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»
Это не первый урок в 6-м классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Учащиеся уже познакомились с такими стихотворениями, как «Парус», «Тучи», «Три пальмы», «Листок», «Утес». На этом уроке нужно:
помочь шестиклассникам почувствовать настроение лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»; выяснить, с помощью каких средств в стихотворении создано настроение одиночества; показать оригинальность лермонтовского перевода стихотворения Гейне.
Кроме того, ребята учатся:
самостоятельно добывать знания; слушать друг друга и взаимодействовать, оценивать себя и друг друга.
Для урока понадобятся краски, кисточки, карточки с заданиями для сравнительного анализа, карточки с дополнительным домашним заданием, диск с записью музыки Вивальди .
Работаем в группах
— Сегодня мы с вами поразмышляем над стихотворением М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». В нем выразилось то чувство, которое преследовало поэта всю его короткую жизнь, чувство, терзавшее Лермонтова с самого детства.
Попытаемся разобраться, что это за чувство, прослушав музыку Вивальди, музыку, созвучную, на мой взгляд, ощущениям Лермонтова в жизни.
— Что вы чувствовали, слушая музыку?
— И боль, и тревога, разлука, горечь, глубокая, неутолимая грусть слышатся в музыке Вивальди. Как вам кажется, когда бы вы хотели слушать такую музыку: когда у вас все хорошо, вы спокойны, радостны, довольны собой или… в какой-то другой момент жизни?
— А когда человеку бывает плохо?
— Лермонтов всю свою жизнь чувствовал себя одиноким. И, наверное, поэтому в его поэзии есть и парус одинокий, и тучки-изгнанники. И утес, который стоит одиноко, и одинокий листочек дубовый.
В чем же причина одиночества Лермонтова?
Через несколько минут каждая группа даст свой ответ на этот вопрос. Вспомните статью учебника, воспоминания современников поэта, биографию Лермонтова — все, о чем мы говорили на прошлых уроках, что вы читали дома. Посовещайтесь друг с другом и ответьте на вопрос: в чем причина одиночества Лермонтова?
— Теперь становится понятнее, почему лирический герой Лермонтова ощущает боль, тоску, чувство одиночества. Одиночество, один, одиноко… «На севере диком стоит одиноко…» — стихотворение, написанное Лермонтовым в 1841 году, незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ, незадолго до смерти. Послушайте это стихотворение, закрыв глаза.
— Понравилось стихотворение?
Следующий этап урока — Анализ стихотворения, рисование — начало анализа.
— Выразите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, с помощью одних только красок.
— Как вы думаете, почему так много невзрачного цвета, темных оттенков, каких-то серых разводов?
— Давайте попытаемся отыскать в тексте стихотворения то, что создает настроение одиночества. Какие это слова?
— Все эти слова удивительно точно помогают передать настроение печали, грусти, потому что все это образные средства языка. Подробнее поговорим о них. Найдите в стихотворении эпитеты, усиливающие мотив одиночества, обреченности, страдания.
— Подберите синонимы к этим эпитетам.
— А как вы думаете, почему внимание читателя сосредоточено на словах Горючий, дикий?
— Как называется необычный порядок слов?
— Найдите еще инверсии в стихотворении. Объясните их смысл.
— Какое сравнение есть в этом стихотворении? Как вы его понимаете?
Риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.
— Одета, как ризой, она… Сосна одета. Лермонтов о сосне говорит как о живом существе. Сосна дремлет, сосне снится…
Что это за троп?
— Как вы думаете, почему Лермонтов очеловечивает сосну?
— Найдите такой прием «очеловечивания» во второй строфе.
— Да, поэт оживляет природу, наделяет человеческими качествами, чувствами, страстями — и пальме, и сосне ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и неутолимая грусть. Изменилось ли после нашей беседы впечатление от стихотворения? Как? Обсудите в группах, как, на ваш взгляд, надо читать стихотворение, а затем предложите свой вариант прочтения.
— Слушать было очень интересно, каждый чтец сумел найти свои, оригинальные интонации. На этом можно бы и закончить урок, но разговор о стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» был бы неполным, если бы вы не узнали о том, что стихотворение это — перевод стихотворения великого немецкого поэта Г. Гейне «Сосна», написанного гораздо раньше, в 1822 году. Послушайте это стихотворение и попытайтесь определить его интонацию.
Ein Fichtenbaum
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Höh! Ihn schläfert, mit weisser Decke Umhüllen ihn Eis und Schnee.
Er träumt von einer Palme, Die fern im Morgenland Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand.
— Вам предстоит сопоставить лермонтовское стихотворение и стихотворение Гейне. Эта работа будет проходить в группах, ответьте на вопросы, выполните задания, предложенные вам, и сделайте самостоятельно вывод: удалось ли Лермонтову создать оригинальное стихотворение, или же это всего лишь удачный перевод стихотворения Гейне?
Каждая группа получает карточки со следующими заданиями:
Гейне
Сосна стоит одиноко На севере на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале.
Лермонтов
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой — В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
— Прочитайте подстрочный перевод стихотворения «Сосна» Гейне и стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». Попробуйте их сравнить.
1. Передает ли Лермонтов интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти?
2. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам Вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?
3. «На пылающей скале» — у Гейне. Найдите соответствие у Лермонтова. В чем разница между этими выражениями?
Какое более глубокое?
4. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, в лермонтовском стихотворении усиливают мотив обреченности, тоски, одиночества? Что это за тропы?
5. Сделайте вывод: удалось ли Лермонтову передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внес Лермонтов в свое стихотворение? Можно ли стихотворение М. Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?
Домашнее задание
1. Стихотворение Г. Гейне переводили и другие поэты. Сравните с оригиналом переводы Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Тютчев
На севере мрачном, на дикой скале, Кедр одинокий, подъемлясь, белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму снится ему, Что в краю отдаленном востока Под мирной лазурью, на светлом холму Стоит и цветет одиноко.
Фет
На севере дуб одинокий Стоит на пригорке крутом; Он дремлет, сурово покрытый И снежным и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма В далекой восточной стране, В безмолвной, глубокой печали, Одна, на горячей скале…
2. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «На севере диком…».
Что изображено на картине? Какова ее композиция? Колорит? Какое настроение выразил Художник? Удалось ли И. И. Шишкину передать настроение стихотворения М. Ю. Лермонтова?
Что нового вносит картина в наше восприятие стихотворения?
3. Письменно ответьте на вопрос: «В чем вы видите сходство между «героями» лермонтовских стихотворений — парусом, пальмами, сосной, утесом, дубовым листком?»
От редакции
1. Работая над переводами Гейне, учителю надо учесть, что слово «сосна» в немецком языке мужского рода . Поэтому в стихотворении силен любовный мотив, отсутствующий у Лермонтова. Подробнее об этом смотрите в рубрике «Школа филологии».
2. Думается, что стоит предусмотреть возможность сделать свои переводы и ученикам. Такое задание можно дать на Дом, а потом лучшие переводы прочитать вслух.
Читаем стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»