Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он нарисовал этот образ?
Прежде всего Татьяна — это цельная натура. Белинский так разъясняет: «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры: Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.
Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же». Ее нравственные правила тверды и постоянны.
От природы она одарена Воображением мятежным. Умом и волею живой.
В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчеркивает «не подражательную странность», натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью; Онегин — «нелюдим», живет «анахоретом» , Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Разочарованный в светском обществе и в общественно-политической жизни, Онегин впадает, в хандру и тоску.
Неудовлетворенность окружающей средой вызывает и у Татьяны чувство тоски. Так же как и Онегин, Татьяна видела и понимала всю пошлость и пустоту не только усадебного, но и московского и петербургского дворянского общества.
Но в ней есть черты, сближающие ее и с Ленским: мечтательность, любовь к приводе, романтическая вера в предчувствия и предназначения. Подобно Ленскому, который «верил, что душа родная соединиться с ним должна», Татьяна пишет Онегину:
То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой…
Но при всем сходстве отдельных черт Татьяна глубже и Онегина и Ленского.
Привлекают и ее нравственные качества: душевная простота, искренность, безыскусственность. Есть у Татьяны и еще огромное преимущество: Татьяна близка к национальной и народной почве. Уже самым именем своей героини, распространенным в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народной массе. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любила родную природу и народные обычаи.
Через дворовых девушек и особенно через няню она познакомилась с народной поэзией и полюбила ее, Татьяна «думает о поселянах и помогает бедным.
Свою жизнь она хочет устроить не по обычаям, принятым в помещичьей среде. Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни.
Она не выберет себе в мужья ни Петушкова, ни Буянова или гусара Пыхтина; она мечтает о таком человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, ей показалось, она нашла в Онегине.
Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на ее любовь. Мечты Татьяны о счастье рухнули. Ее любовь принесла ей одни страдания.
Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала. Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому времени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение» встречает он в «высшем свете».
Но как она относится к роскоши, своим успехам и свете?
Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия ее иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность» . Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной ДУШОЙ.
Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влиянием которых сформировался характер Татьяны. Она разделила увлечение дворянской интеллигенции модной в то время западноевропейской сентиментальной и романтической литературой. Но чтение этой литературы не оторвало ее от родной почвы, так как гораздо сильнее были те влияния, которые шли от народа, от деревни, от сельской природы.
Близость к крестьянам, сильное влияние няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна, воспитывали в Татьяне простоту, искренность, твердые основы нравственности, верность долгу и демократизм настроении.
Если в Печорине и во многих героях романов Тургенева мы увидим Онегина последующих десятилетии, то Татьяна Ларина начинает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, верной долгу, ищущей глубоко содержательной жизни. Таковы Ольга Ильинская в романе Гончарова » Обломов «, героини тургеневских романов: Наталья из » Рудин «, Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.
Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он нарисовал этот образ?